Для меня это новая тема. Хотелось бы услышать отзывы коллег, их советы и рекомендации. Услышать вопросы других "новичков".
Недавно "отстрелял" 2-е свадьбы. На первой на мануале, а вот на второй большую часть на автомате. Где-то в рекламных сайтах свадебных фотографов встречал такую фишку - "Все кадры на диск, в том числе и в RAW". А накой клиенту RAW? Самому бы в нём разобраться.
zvezdnej
Автор снимков: Likho [8]
exp: 5428
Откуда: Между Ленинградом и Москвой
Написано: 17 августа 2009 года в 03:33
А на кой клиенту ВСЕ кадры? Зачем ему отдавать неудачные? Зачем вообще отдавать исходники? Их кто-нибудь изуродует обработкой, но отдуваться вам, ибо вы - автор, вы снимали...
Возможно Вы и правы, но ситуации разные бывают. Всё зависит от того, сколько платят за работу. Если мало, то смысла нет печатать самому. Скинул клиенту на диск небракованное и дальше как хотят. Хотят печатать - печатают, не хотят -на DVD смотрят.
zvezdnej
Автор снимков: Likho [8]
exp: 5428
Откуда: Между Ленинградом и Москвой
Написано: 17 августа 2009 года в 13:42
To: zvezdnej
Один раз показал клиенту небракованное - поставил на себе крест как на профессионале! Хорошие фото не запомнят, а неудачные - запомнят, еще и придется оправдываться, почему не получился кадр...
Принцип такой - отдавать только лучшее. Второй сорт даже не показывать никому! К тому же - 10-20 кадров - снимки, и цена соответствующая. 500-1000 кадров -уже фотки, за которые денег и спросить стыдно, да и не дадут..
Все фото клиенту точно не нужны, они же платят как бы за качественную фотографию... и RAW на мой взгляд клиенту вообще не нужен. Что касается кол. работ, зависит от свадбы и опыта фотографа, а так же времени... У меня за полный день выходило примерно 400-500 кадров, это я иммею ввиду чистоми, на руки клиенту, сырого материала конечно больше.
Сказать просто клёвые о фото по ссылке не могу. Они высшего класса! Итнерьер, свет, постановка. Всё гармонично. Вот что значит работать командой. Да и наличие студии, техническая оснащённость, тоже играют немаловажную роль. Но самое главное, это мастерство исполнителей! Молодцы ребята-девчата!
не мешает же никто
выберите интерьер (гостиница, бизнес центр, ресторан и тд.) договоритесь об аренде, арендуйте свет (если нет своего)
собрать команду единомышленников - не составит труда.
придумайте сценарий или тему, определите стиль съемки
поделитесь этим с молодоженами (желательно подкрепить фотографиями, но если нет, то можно разок и в ноль сработать потом будут)
установите приемлемый ценник (30-40 тыр.) ну конечно соответствуйте качеством цене.
как-то так. а если "стрелять" свадьбы по 5-10 тыр., то тот кто готов заплатить за что-то неординарное, богатое и качественное, за то чего у других нет - тот в вашу сторону и не посмотрит. удачи
делим ценник 30-40 т.р. на количество едномышленников в команде и получаем те же 5-10 т.р.на фейс, в лучшем случае!
но беспорно другое, когда в команде, то порой легче решать вопросы.
Я при съмке свадеб стараюсь делать хороший репортаж. В моей съемке это считаю ключевым. Постановки все и у всех примерно одинаковые. Молодым последние разы стал делать свадебные книги в DG FOTO ART отличная программа для оформления, ее можно найти на торрентс.ру. Все фотографии не отдаю, только ключевые и только после обработки. Удачи.
Вот тут-то полностью солидарен! В свадебной фотогрфии должны быть чувства и эмоции!
За подсказку проги СПАСИБО! Качну, взгляну!
Вторым фотографом у меня не получится, т.к. те "коллеги", которых я знаю, к себе даже носильщиком не возьмут - боятся конкуренции.
Вторым фотогр. работать сложно на постановку и так времени мало..., а во время репортажа взгляд фотографируемого объекта почти всегда направлен на основного фотогр. или видеоопер.
Опыта у меня - 3 свадьбы, но что-то особо не заметил, чтобы клиенты на камеру работали. На последней вообще суматоха была. Приходилось напоминать о себе постоянно.
Взгляд в камеру не всегда есть гуд, второй фотограф это не тот кто снимает чуть чуть с другой точки, а снимает по-другому, если я снимаю крупный план, он должен снимать шириком, если я работаю с молодоженами, он работает с гостями.
Если Вас не замечают -идеальное условия для того чтобы сделать классный репортаж и получить живые снимки, но это в сотни раз тяжелее, чем тупо поставить к березке.
Иногда 30-40т.р. бывает просто начальной ценой за полный день Ассистент, слайдшоу, свадебные книги у меня оплачиваются дополнительно.
И еще для того чтобы снять красиво, не обязательно брать на прокат красивые номера, и т.д. Красиво можно снять в ЛЮБОМ!!! городе. Поверьте мне! Я снимал и в Питере и в Москве и в Днепропетровске-Новосибирске-Красноярске, а также таких городках как Сургут - Ачинск -Абакан -Королев -Железногорск. И в итоге потом люди не верили, что так можно снять в их "убогом" городке. Все дело в Вас!!! Снимайте людей!!! И их эмоции, их любовь...
Про РАВы - не отдаю!!!! НИКОГДА!!!! На руки клиент получает порядка 400-700 файлов jpg
Всем удачи
М, да...тоже вот мечтаю попробовать свадьбы поснимать.Конечно в одиночку, да ещё и за деньги пока не рискну, а вот вторым фотографом....эх, кто бы взял
Самое главное не дрейфить! Я первую отснял для тренировки, тем более был на ней водителем, так что тоже не бесплатно. Посмотрел отснятый материал, понял что смогу и за деньги. Вторую через знакомую за очнь маленькие деньги. А на третьей поднял. Вот и сейчас, пишу здесь, а попутно печатаю дополнительный заказ с последней свадьбы.
Что касается венчания, то тут надо бы загодя получить благословления батюшки на съёмку в храме.
Нельзя снимать за маленькие деньги.
Фотограф не должен быть дешевле свадебного торта и букета...имхо!
Я первую свадьбу сняла за 400 в час (5 часов было действо)...дёшево конечно же, но только потому, чтобы получить заказ...купила дешевизной. Сейчас беру 1000 за час, клиенты есть...
Да конечно нужно уже начинать!И насчёт благословения- это Вы хорошо напомнили. Надо будет хоть перед началом подойти.
И насчёт стоимости- согласен. Если объявить слишком низкую цену- люди будут думать,что попали на неуверенного в себе новичка- любителя.Может это конечно и правда на данный момент , но всё равно не нужно на этом акцентировать внимание.И ломить цену тоже нужно только по ситуации.
В обшщем, нужно понять расценки на сегодняшний день, сделать маленькую скидку, и вперёд!
Один известный западный свадебный фотограф сказал фразу, которая в последствии стала крылатой и потеряла авторство. Посторяюсь передать смысл... "Не важно за сколько долларов вы снимаете свадьбу, за 1 или за 1000. Спрашивать с Вас будут все равно как за 1000. Если требования к Вам так высоки, то какой смысл делать подобную работу дешево?"
А я бесплатно работаю иногда
И вАААще не парюсь по поводу денег. Если в фотографии ставить во главу угла заработок, то и будите Вы окучивать мелкого или среднего клиента
Вот представте, ЛАДА решит поставить цену как Бентли, а потом скинуть пару сотен.... ДА кому она уперлась???? А вот если на заводе задумаются и будут ДЕЛАТЬ!!!! Бентли, то тогда все будут покупать и по стоимости Бентли без всяких скидок.
Вот я в Сибири ставлю цену с тремя нулями в евро и все равно 2-3 свадьбы в неделю, а я не хочу столько снимать,что я буду делать? ПОВЫШАТЬ стоимость до тех пор пока у меня не будет столько клиентов сколько я хочу. И поверьте мне денег меньше не станет
А вот если бы у меня было всего 2 клиента в месяц, то я бы резко снижал стоимость своих услуг. Мне нужно сарафанное радио, мне необходимо набивать руку чтобы не потерять те ощущения от съемки которые всегда присутствуют, и мне надо совершенствоваться. Так что есть иногда смысл делать и за дешево. А еще лучше бесплатно, когда хочется.
Даже в свадебной фотографии для того чтобы добиться результата ( во всех смыслах) надо сначала думать о фотографии а уж потом о деньгах. Вот тут говорят: я первую свадьбу снял бесплатно, а вторую уже за деньги, на третьей поднял цену в 18 раз" Но нет ни одного кто бы говорил" Вот первая свадьба была провальна, на второй учел ошибки, на третьей получился чудный портрет невесты, а на пятой реализовал свои некоторые креативные задумки, которые буду оттачиавть с следующих съемках".....
Носите любовь в своем сердце к своим клиентам и все получится
Очень хорошо написали!!!!
Во многом с Вами согласен, да и вообще к сведению приму безусловно.
Правда с Ладой и Бентли пример не очень удачный т.к. есть ещё такой аргумент как многолетняя репутация, благодаря которой весь авторынок со всеми сегментами уже в основном завоёван и поделен. Ладе нужно теперь пожалуй не одно столетие, чтобы хотя бы войти в эту "тусовку".
А вот по поводу приоритета художественного составляющего фотографии- это истинно верая мысль.
ну, это вы американским автопроизводителям расскажите, которые за несколько лет потеряли не только мировой, но и собственный рынок сбыта . И все, между прочем, благодаря паре японских компаний, которые вдруг решили делать у себя "бентли"....
Да можно даже Лексус вспомнить, на который еще несколько лет назад никто вообще и не смотрел...
Но рынок автопроизводителей более консервативен, чем рынок свадебной фотографии, а тем более в России, где кроме москы его еще вообще нет. Так как сам присутствую в этой сфере услуг, то я постоянно слежу за тенденциями и его участниками. Могу сказать что в топах в Москве, Новосибирске, Красноярске находятся люди которые на 80 % 2-3 года назад не были никому не известны!!! Но они в первую очередь ставили ФОТОГРАФИЮ!!!! И потому добились, что сейчас гонорары такие что позволяют на них жить.
И не надо думать, что Вы живете не в той стране что я, или по-другому. Что вот у Вас ж..а, а я в масле.
Еще раз говорю: развивайтесь и все придет!!! Не единожды проверено!!
А по поводу формирования цены: Имейте несколько пакетов. И так чтобы в основном продавался средний по цене сделайте. И определите сколько должно быть свадеб, чтобы и не перегружаться и наоборот, не было недобора. Потому что на первых порах Вам необходимо набивать руку и создавать о себе мнение на рынке и среди клиентов (сарафан). Заказов меньше , предпалагаемого количества -снижайте, больше -повышайте.
В несезон не снижайте цену, а делайте бонусы. Чтобы клиент летний не обижался, что его фотосессия стоила Х рублей, а у друзей полсе и осенью Х-Y рублей. Сделайте бонус.
Это правила по которым я формирую свой портфель предложений. Пересматривать цены можно 1-2 раза в год.
Лично я так и делаю! Был бы клиент, а цены рассмотрим!? Уступки и бонусы реальны. Все разговоры при обсуждении - если им мои работы в принципе понравились и они меня хотят фотографом.
Ну. я вижу, в разговоре учавствуют бывалые фотографы!
Я понимаю,что всякие расспросы о технической стороне дела могут прозвучать не корректно т.к. никто не станет раскрывать свои рабочие секреты, но всё же может быть существуют какие либо общие правила,например, по сценарию съёмок, по каким- то характерным, традиционным ракурсам и.т.д.
Не хочу показаться болваном,не имеющим представления о том,что такое есть свадьба как мероприятие,но всё таки пару советов по теме с удовольствием получил бы
Постараюсь ответить, исходя из своего скудного опыта. Выкуп, регистрация и застолье снимаю как репортаж. А после регистрации, когда по традиции едут в парк или к театру (памятнику, реке и т.д., и т.п.), то там уже снимаю что-нибудь постановочное. В альбоме "Свадебное" поместил несколько карточек со свадеб, на которых был. Оценок не надо, а вот обсуждению буду рад!
Поделюсь собственным опытом. На прошлой неделе был на свадьбе у друзей (только на оф части так как улетал вечером). Побегал с фотиком следом за приглашенным фотографом. Оказалось все совсем непросто . Уж не знаю на сколько облегчает работу объектив с постоянным 2,8 но я запарился конкретно. Постоянная смена освещения (улица, веранда, зал, лесок...). короче найти кадр сделанный и технически и сюжетно на 5 так и не получилось. Либо то, либо то . В зале вообще без хорошего опыта работы со светом делать нечего - только профессианалам мешать своей лобовой вспышкой. Пока выложил 2 фотки. Есть еще несколько приблизительно такого же уровня, но надо дождаться разрешения невесты
ну, просто у вас очень интересные и, порой, очень смелые решения со светом и глубиной резкости... и хочется просто видеть как такие эффекты достигаются. например как с контровым светом снимаете в каждом конкретном случаи или какое фокусное и диафрагма дают такое боке что человек на ЗП так в тему и мягко"моется" и тд и тп...
Их отсутствие у меня
Классная вещь, особенно 70-200... даже в руках держал...
Смысл посты был в том, что даже его наличие вряд ли бы мне сильно помогло, особенно в первый раз...
Ну тогда солидарен!Т.к. 70-200 у меня тоже нет...
Но, мне кажется, проблема выбора сюжета, ракурса и правильного освещения- немного "из другой оперы".
Мне репортаж тоже пока не даётся
есть знакомые свадебщики которые работают двумя камерами на которых 35 и 85/1.8 и делают это отлично. Так что вопрос в первую очередь в голове.
А в Москве нет проблем взять любой объектив на прокат и при этом за адекватные деньги
To: babintsev Напишу еще раз то, что написал в комментарии к Вашей фотографии. Может Вам книгу по свадебной фотосъемке написать?. Зашел на Ваш сайт, посмотрел работы. Очень понравились! Мало толковых книг по свадебной фотографии. Из того, что есть у меня серия Пролайт, Джоан Хилтон "Свадебная фотография" и книга Г. Розова. Обе, на мой взгляд, очень достойные. Считаю, что у Вас получилось бы не хуже!
Ну напрокат стекло можно только при аренде студии взять. Так просто, "на вынос" никто не даст...или такой залог потребуют, что страшно будет к объективу прикасаться даже.
А насчёт экипировки: конечно оборудование- это дело нужное, но опытный и талантливый человек снимет мыльницей то, что иному с Марком никогда не снять..!
Olabramov: Я не говорил, что бесплатно, или что Вам денег еще доплатят за то что Вы у них что-то возьмете. Но условия жизненные. При заполнении бланка сразу дают залоговую сумму в 15.000, т.е. если берешь объектив за 40.000 то вносишь залог 25.000. И каждый раз сумма увеличивается. У меня например сейчас она равна 80.000. Таким образом на эту сумму я прихожу беру технику и не оставляю никакого залога. Таким образом я попробовал все объективы и определился с тем что мне надо. А вот в Красноярске такое в принципе невозможно. Надо будет мне архитектуру поснимать и объективчик мм на 12-15 а нет возможности нигде взять. Или понять чем 85 на 1.8 отличается от на 1.2? Как это поймешь пока не попробуешь?
Я с такими услугами не сталкивался. Если есть возможность оставить инфу по этой организации, буду очень признателен!
К стати, не совсем понял, что значит "дают залоговую сумму"...
Вы не вносите всю стоимость техники в залог, а сумма -15000. Возможно вроде даже без снятия денег с визой картой. Они блокируют данную сумму, а когда приносите объектив разблокировка происходит.
www.rent-a-photo.r... находятся совсем рядом с Белорусским вокзалом
Спасибо, весьма "конструктивно". Даже задумался... Я здесь чтобы учиться. И тут есть у кого. Пожалуйста критикуйте, но конкретно.
Кстати, затронули тему оптики. Понятно, что каждый работает с тем что имеет и нет ничего универсального, но всё же - с каким объктивом удобней снимать на свадьбе?
To: zvezdnej Обещаю обязательно зайти и под работами чтоньть конкретное сказать ... Хотя, из меня знаток свадебного фото тот еще...
Я просто высказался как потребитель... если бы с моей свадьбы были бы такие фото - я бы очень сильно расстроился.... Но, тут очень многое зависит от ожиданий и финансовых возможностей заказчика.
Про оптику - очень многие используют 70-200 с постоянной 2,8
я так понял что это почти стандарт свадебный...
Что используют действительно крутые свадебные фотографы, думаю, надо спрашивать у babintsevа
Да, Бабинцев хорошо проконсультирует на эту тему и этот объектив достаточно хорош для этого дела, но также и достаточно дорог.
Я снимаю свадьбы кэноновским фиксом 28 мм со светосилой 2,8. Другого стекла пока нет, но задумалась уже о покупке. Скорее всего тоже возьму фикс, фокусным около 100 (ну плюс минус) и светосилой не более 2,8. Так как освещение порой сложное и лучше светосилу побольше.
70-200 с постоянной 2,8 неплохое стекло, но оно ведь больше подходит для съёмки постановочых портретов, а заказчику порой нужны фото от выкупа до "пошли все домой". Тут и фиксой 28мм пожалуй не обойдёшься. Может 18-55мм, но светосильный? Конечно всё денег стоит, но если втягиваться в тему, то помимо получения прибыли планировать и вложения в делов в виде технического оснащения. Можно и в прокат попробовать брать оптику, но в разных городах разные возможности.
Как вариант рассмаривать приобретение "неродной" брендовской оптики. Но тут надо отзывы почитывать, благо их предостаточно в инете.
Да, zvezdnej, фиксой 28 мм тяжеловато обходиться на все случаи жизни. Но у меня пока! нет возможности приобрести другое стекло, но думаю, скоро такая возможность предоставится.
Выбирать буду один из трёх вариантов:
1. Canon EF 100 f/2 USM
2. Canon EF 135 f/2.8 with Softfocus
3. Canon EF 85 f/1.8 USM
Для меня на свадьбе фиксами в принципе тяжело обходиться. Я понимаю, что жертвую качеством картинки, пользуюсь зумами.
Когда у меня был Олимпус был достойный комплект оптики (его штатная оптика дает отличный рисунок). При переходе на Canon были определенные финансовые трудности.
Мой комплект оптики
Штатный зум 18-55 IS, 3,5-5,6 - считаю его неплохим по качеству картинки (опираюсь только на тесты)и достаточно темным. Им снимаю репортажные моменты, где нужен широкий угол. Хочется светосилу 2,8
28-105 USM 3.5-4.5 остался с пленочных времен. В кропе стал штатником и небольшим телевичком - его минусы дает немного мыльную картинку, но при этом получается ощущение "пленочной картинки". Им снимаю постановку и подглядку на банкете.
50 1,8 - дешевый хороший портретник для кропа. Им постановка на пленере.
Для себя уже достаточно давно понял, что самая лучшая вспышка - самая мощная, использую 580, ее в потолок с небольшим отражателем, пробывал брать у друзей 480 ее на отражение не хватает.
Сейчас выложу в альбом пример свадебной съемки. Если будут советы и отзывы, то буду рад!
Я вот тут заметил интересную вещь:
Все ,кто занимается свадемной фотографией, почему- то в нэте почти никогда не выкладывают конкретно репортаж. Я конечно понимаю что постановочные снимки как правило куда интереснее и качественнее, и заказчику показывать всегда лучше эту сторону дела, но всё же очень интересно глянуть именно на случайные эпизоды этого мероприятия.
Подскажите, используете ли со вспышкой и камерой рукоятку, для приведения вспышки в вертикальное положение?. Какого размера отражатель на вспышку ставите?
Зачем далеко ходить 0 последняя моя работа репортаж
А также пролистал 5 страниц по популярности и могу сказать что следующие работы сняты без постановки: ***3, ***40, фотография №54, 65, 31, 94, 73, 96, 50
Про вспышку: насадок нет, рукояток нет, да и со вспышкой снимаю процентов 10 всего. И бью ей в потолок, стену.
Опять же посмотрел еще раз первые свои три страницы и могу сказать, что есть один кадр, на котором ВОЗМОЖНО!!! была использована вспышка (и то вероятность 20-30%)
...Довелось тут поснимать венчание.
В общем всё было как на свадьбе, так что будем считать- это и была именно свадьба.
Появилось больше вопросов чем ответов, но всё же некоторое понимание происходящего всё же пришло.
...Довелось тут поснимать с 70-200 f/2.8L правда без стаба.
Отличная вещь, но очень специфичная конечно.
Для съёмки таких массовых мероприятий,как свадьбы и.т.д., абсолютно не заменимая
Ещё поснимал с 28-70 f/2.8L.Да...конечно картинка там- сказка
Да и что Вы уперлись в ББ? Оно Вам надо?
iso100.ru/photo_show/39804.htm... -здесь нет ББ, использовался видеосвет в оооооочень темном помещении, платье в оригинале белое. Вам нра? Невеста была в восторге от этого кадра, на свадебном портале эта картинка была лучшей фотографией недели. Так при чем тут ББ? И что Вам мешает в плохих условиях делать ЧБ? Я знаб несколько именитых свадебщиком, которые весь банкет снимают в ЧБ и не было еще от клиентом нареканий....
Я использую киносвет чаще чем вспышку это да, но и то не часто, мне важнее поймать момент, чем сделать мертвую технически грамотную фотографию, когда я работаю в репортажном стиле.
Весело слышать о резкости на снимках в 700 пикселей
О плоскости лиц -ну что ж не умею снимать. Расскажите как Вы добиваетесь объема со вспышкой. Я реально хотел бы знать, без всяких подколов. Вот со вспышкой чтобы не делал на мой вкус картинка либо плоская когда бьешь в лоб, либо не спасает в тем самым ББ если использовать отраженный свет, да и стены как правило не бело-серые и тем самым еще добавляем к сложному свету доп. оттенки. Но все таки как со вспышкой добиться объема?
И что делать в каком нибудь моем примере для получения не плоских лиц?
Если честно- мне вообще не понятен Ваш спор.
Какая разница, кто каким светом пользуется..?
Кто- то со вспышкой....кто -то с киношным светом....важен результат.
Я вот лично каждый раз веду неравный бой при съёмке со вспышкой в помещении. В лоб почти никогда не бью, и из за этого всё только усложняется т.к. нет возможности выставить один единый сэт на все случаи, даже в одном и том же помещении.
Да, это очень порой напрягает, да и результат не всегда желаемый...но что делать...? Другой возможности у меня нет.
И светосильной техники ПОКА нет...что же мне, не снимать теперь..?
iso100.ru/blog_showfull/612.htm... Пожалуй в этой статье можно почерпуть некоторые основы для своего творчества. В том числе, наверное, и для свадебной фотографии. Периодически задаюсь вопросами: "Так что же такое "свадебное" фото? Просто репортаж и несколько постановочных? И насколько приемлемо подойти художественно при съёмке?".
Смотрю на работы Бабинцева - можно и нужно "включать" воображение и быть художником. Но как такого добиваться в нелёгких условиях смены свадебных "декораций" и обстановок? Здесь в обсуждении стало понятно, что от оптики зависит качество (пока о нём, не о художественности). А как "извернуться" при отсутствии светосильного стекла? Вспышкой или альтеративными способами - видеосвет (денег, наверное, тоже некопеечных стоит, да и хорошая вспышка тоже "в цене"), ISO поднимать. Не думаю, что поднятое ISO при печати небольшеформатных снимков скажется на их качестве.
Скреативить, фотохудожеством "вылезти"? Тут уж как повезёт - некоторые клиенты могут не понять!
1/ Воображение нужно включать!!!!
2. Светосильная оптика не такой и страшный монстр по цене - я всегда при индивидуальном обучении рекомендую купить canon 50/1.8 Идеальный объектив по соотношению цена-качество. Цена вопроса около 4.000 Если собираетесь снимать свадьбу то он "отобьется" за мааааксимум 2 заказа, а то и за половинку В красноярске начинающие берут вроде около 5.000
3. ДА я всегда лезу в критические зоны при малом освещении, на 20D на банкете снимал на 800ISO сейчас на ДС часто ставлю 3200, но рабочая все же 1600. Кадры с банкета еще ни разу в моей жизни ни кто не печатал более чем 15х20 см, ну а сам не более 20х30
4. Не думайте о клиентах, что кто-то что-то не поймет. Во-первых чужая душа потемки. Во-вторых, Вы не сто баксов чтобы нравиться всем. В-третьих, 70% свадьбы это работа, а 30% Ваш креатив, Ваше художественность, Ваше творчество. И не всегда то что нра Вам будет нра клиенту. А бывает и так что все вокруг от картинки "писают кипятком", а клиент вяло говорит: "ну, да неплохо, спасибо". Но Вы то работаете уже и на следующего клиента!!!! Да и в конце концов, прививайте вкус клиенту.
Не очень понимаю я вашей агрессии в адрес babintseva.
Он очень хороший, опытный фотограф. У него своё, сформировавшееся видение происходящего, и его работы уж никак нельзя назвать безграмотными.
Да, мне лично тоже не всегда понятны его цветовые решения, но это ЕГО ФОТО.
Давайте лучше делиться опытом, а не пытаться "ущипнуть" коллегу. Прям детский сад какой-то....уж простите.
3. Сделайте так чтобы светил откуда надо
4. Серьезно
Мое хобби начинаются от 1000$ для клиента. И что такое хорошо от голосует рублем.
В личной переписка предложил прекратить пересуды -найти правого не возможно, каждый останется при своих идеях и клиентах. На этом я умолкаю
Удачных снимков
Вообще, в традициях этого сайта - подкреплять свою позицию конкретными фотоработами.
Это в случае такой агрессивной позиции как у
VLADIMа.
Так вот у
VLADIMа нет ни одной работы на данном рессурсе, в то время как у
babintsevа их 117..!!!
Я ни кого не защищаю и не осуждаю. Стараюсь слушать все мнения, и делать свои выводы.
При том, что я могу не всегда соглашаться с творческими решениями
babintsevа, я никогда не позволю себе разговаривать с ним, с таким пренебрежением.Это некорректно.
Тем более что он очевидно опытнее и профессиональнее многих из нас.
ДАВАЙТЕ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ, РЕБЯТА!!!!!!
Приношу свои извинения читателям форума, что высказался о цене вопроса.
Обидеть меня тяжело, я знаю свое место и в техническом и творческом и денежном эквиваленте, что было неоднократно подтверждено различными призами в фотоконкурсах, публикациями в журналах и самое главное благодарностях клиентов
ВОООТ!!! Это уже по существу!!!
С удовольствием выслушал бы Ваши советы по пользованию вспышкой т.к. у меня очень часто есть необходимость съёмки в плохих световых условиях,и в моём случае спасает только вспышка(хорошо , что есть!!).
Разумеется очень нужны совсеты по отражённому свету т.к. в лоб конечно светить нужно в самых крайних случаях.
Вопрос размытый- просто изложите пару тройку своих практических советов.
Спаибо!
Используете ли на вспышке дополнительный отражатель, глупый вопрос, конечно используете, интересна его конструкция и способ крепления. И присоединюсь к ранее сказанному, было бы интересно посмотреть ссылку на Ваши работы.
VLADIM, критикуя Бабинцева, покажите свои работы?!
И поучимся и оценим?!
Бабинцева считаю ПРОФИ с большой буквы, а вот Ваших работ увы не видела, но интересно бы было посмотреть...
Сама являюсь начинающим свадебным фотографом...и в принципе, достижения небольшие есть.
Поучиться никогда не против...покажите примеры работ?
To: VLADIM
В альбом "Свадебное" закинул 3 снимка из лимузина. Сидел с водилой, вспыхой не пользовался, а ловил свет из окна. Объектив штатный Кэноновский 18-55мм без стаба.
Вы же показываете не для рейтинга, а просто нам посмотреть. И я никому не подражаю, пытаюсь найти свой стиль. Опыта маловато - это да! Но учусь...все когда-то были начинающими фотографами.
Автор снимков: Konradas [17]
exp: 74523
Откуда: Вильнюс
Написано: 26 сентября 2009 года в 22:38
To: babintsev
Блефуете, если Вы так имели клиентов как пишите (2-3 свадьбы в неделю)у Вас бы не было время общаться хотя бы на ИСО 100 и тем более не рекламировали себя так дешево (И опять моя работа была признана свадебными фотографами России лучшей на прошедшей неделе. Спасибо всем кто проголосовал за эту работу. А если обратите внимание на принтскрин, то и в разделе “Из лучших фото за неделю” также стоит моя работа) в своем сайте. Не спорю некоторые фото у Вас хорошие, и умеете обрабатывать с компом, по мне немножко однотонно, но это любимый Ваш фильтр
To: zvezdnej Мой совет, когда снимите родных или знакомых так чтобы , из этих фотографий сняты тот момент выбрать любую и сделать снимки 45х30cm. Который подарить им, вот тогда есть смысл задумается о фотографирование свадеб, это для того чтобы уважать молодых, поверьте я этим делом занимаюсь 30 лет и не хвалюсь это адская и ответственная работа
Мне ет смысла блефовать Посмотрите статистику моего появления в том числе и в клубе и на других фотосайтах. Если я снимаю, то это не значит что я обрабатываю и не значит что это всегда я выкладываю картинки У меня целый коллектив подчиненных и каждый отвечает за свой участок работы: несколько человек на обработке, менеджер встречается с будущими и прошлыми клиентами, пиарщик решает о способах продвижения и само продвижение на нем в том числе и в инете.
Я обрабатываю фотографии для души И как предоставление материала для следующих работников.Пост обработка в том виде что делаю я на 3 свадьбы у меня уходит максимум 2 дня, а потом другие с этим материалом работают еще как минимум неделю
Каждая фотография -автопортрет.
Автор снимков: Konradas [17]
exp: 74523
Откуда: Вильнюс
Написано: 27 сентября 2009 года в 13:47
Это мое личное мнение, и я от нее не отказываюсь
____________________
Снимаю так, как я хочу.
Автор снимков: Likho [8]
exp: 5428
Откуда: Между Ленинградом и Москвой
Написано: 27 сентября 2009 года в 16:48
To: VLADIM To: Konradas To: babintsev Не хотелось бы, чтобы на сайте восторжествовал принцип "Три медведя в одной берлоге не живут".. Может, взять пример с мастеров кунг-фу? Они чаек попивают, а бьются ученики? Школа на школу? И у кого школа круче, тот и великий?
ЭТО ЗДОРОВО, ЧТО Вы знаете Что такое кросс-процесс и я положен на лопатки и полностью раздавлен. Признаю Ваше полнейшее превосходство и свое любительское отношение к фотографии.
Может и Вы угомонитесь? Я признаю 10-0 в Вашу пользу.
Супер!))))
Только вот - мне почему-то хочется, чтобы именно Вы снимали будущую когда-то свадьбу моего сына)))
Ну, или, не знаю, как там Сатир разовьётся, у него первый опыт только)))
В-общем, душа легла, а фильтры - это дело пятое
Какая бывает свадебная фотография.
" Свадьба, готовимся к ней долго,денег на подготовку тратим ну очень много ,веселимся один день,а на фотографии со свадьбы смотрим всю жизнь...Просто задумайтесь, в больнице Вы
к кому "хотите" лечь под нож, студенту практиканту или профессору?...Ваш ответ однозначен.Когда я читаю о креативном подходе,эксклюзивном виденье, то возникает естественый вопрос,а почему всю серьёзную рекламную и художественную работу снимают у нас...ответ на поверхности- нужен РЕЗУЛЬТАТ,
затрат на подготовку много,пересъёмок быть не должно.Свадьбу, в отличие от рекламы, ПЕРЕСНЯТЬ НЕЛЬЗЯ и на то ,что наснимали смотрят все.Подход к свадебной фотосессии у
ВАС должен быть серьёзным, ведь не зря цены на фотоуслуги такие разные от 3 до 30 тысяч,
Обувь в магазине М...от 500руб за пару ,а хрошая в Итальянском от 5000руб и носить будем долго и с большим удовольствием,так и с фото!Внимательно отнеситесь к выбору фотографа и тогда фотографии будут радовать Вас всю жизнь.Помните-ДАРОМ ТОЛЬКО ЗА АМБАРОМ
Вы можете общатся со мной "В КОНТАКТЕ ОЛЕГ ОРФЁНОВ" до втречи в студии или на Вашей свадьбе!Удачи,здоровья и вечной любви!
Автор: oleg "
У первого чувачка, уровень владения фотошопом более менее грамотный, порой, даже, создается эффект присутсвтия у паровоза
VLADIM, знаю какие у Вас фотографии и знаю, что в репортажной съемке Вы превзошли многих, многие кадры можно использовать как образец для изучения репортажной съемки; но Ваши высказывания не подкрепленные фотографиями чересчур сильно дискредетируют Вас.
Почему бы не указать здесь ссылку на работы с фотосайта?
Думаю большинство вопросов у присутствующих отпадет сразу после просмотра.
Я вот всё же не могу понят, чего Вы так На Бабинцева напали???
Он Вас обидел что ли..?
Мне показался совсем неубедительным тот ваш аргумент насчёт того,почему не выкладываете свои фото.
Про Вас как про фотографа на данном сайте никто ничего не знает...как- то некорректно это всё звучит с Вашей стороны.
книги могут критиковать только писатели а музыку только музыканты
Я всегда считал и считаю, что критики ЖИЗНЕННО необходимы!!! Кртик знает часто больше чем автор и может указать на его ошибки и увидеть то что сам автор не видит в своих работах. Это как учитель -он не обязательно должен быть гением, а вот ученик у него им может и должен быть!
"Я ведь / надеюсь вы заметили/ критиковал аргументировано.
" -... обсуждение фильма Deadman на уровне -это не триллер и не драма и не псевдоретро и не вестерн и ваЩе кто снимает таких персонажей и на чб в наше время?? я не считаю критической статьей. А вот о ошибки в подборе музыки, смене планов, раскадровке, игре актеров -это критика
Вы уж простите, но мне показалось что подобные перепалки для Вас являются просто самоцелью, а не попыткой найти истину.
Насчёт отсутствия Ваших работ при обильном присутствии претензий- это игра в одни ворота.Думаю, но данный момент Ваши арументы и не могут быть восприняты всерьёз из за этого.
Насчёт того,что Вы подумали,что я Вас пытаюсь обидеть- ещё одно свидетельство того,что Вы просто скандалить любите....
Зря, дружище!!!
Давайте переходить к конструктивным диалогам.
Ну мне в целом всё очень понравилось.
Особенно репортаж весьма хорош. НО!!!
Есть в работах технические огрехи: местами много шума, есть нерезкие важные детали и.т.д.
Вы сейчас сказали примерно следующее:
"Ну мне в целом всё очень понравилось.
Особенно свадебные весьма хороши. НО!!!
Есть в работах огрехи: местами появляется невеста с женихом, есть букеты с кольцами, гости присутствуют и.т.д."
Утрировано, простите, но на шумы и нерезкие детали обращают внимание только люди, которые никогда не снимали репортаж, Вы в частности
Все эти вещи технически допустимы и, очень часто, являются неотъемлемой частью этого вида съемок.
Знаете, вы всё же оказались достаточно склочным, конфликтным человеком с нездоровым самолюбием.
Да, работы у Вас есть хорошие, но не надо теперь себя мнить вершиной совершенства, и так болезненно реагировать на любую критику.
Ваше перефразирование моей реплики вообще детским садом пахнет.
В общем, может Вы и талантливый(в своём роде) фотограф, но в общении невыносимы.
Нерезкое фото или сильно "шумное "фото это брак в любом направлении.
Фотки http://www.photosight.ru/users/479/ хорошие, но всё равно далеки от совершенства, и не надо так реагировать на обоснованную критику.
Я может и очень мало снимал репортаж, и конечно не умею пока это делать, но ведь речь шла не обо мне...
Но я вот как- то не обижаюсь.
Всё же самомнение у вас немного не здоровое.
Если Вы решили,что уже всему научились, и в праве ставить свои фото во главу угла, совету посмотреть тут http://1x.com/photos/documentary/ как вообще- то хорошие фотографы снимают репортаж.
Надеюсь, Вы многое поймёте.
Э-э. По технической части даже добавить нечего, согласен.
Из-за убедительности Вашего высказывания мне даже добавить нечего.
А на olabramovа даже разозлиться не могу, потому что если взглянуть на ситуацию исходя из его фотографических предпочтений (я про пейзажи), то он прав. Так как в пейзажной съемке очень большое внимание уделяется отсутствию шумов и резкости.
Парни, Вы все больше и больше удаляетесь от темы. Хорошо начавшийся раздел превратился в попытки доказать друг другу кто более прав и крут. Вы оба хороши. А спор Ваш похож на дравний спор воинов, чье кугфу лучше.
Если честно, то поначалу, когда пошёл спор "кто круче", я растерялся. А потом, в процессе дискуссии, читая ответы и откидывая "негатив", начал кое-что на ус себе мотать. Чёткого понимания своего понимания "темы" пока нет. Но всё же, когда дискуссия разовьётся и пойдёт в нужном формате, тогда я и буду для себя выстраивать вою линию.
Лишь бы все не перессорились и не поуходили.
думаю нет отклонения от темы фото, оппоненты со своей правдой, немного на грани, но все же по делу..
может кто-то и кажется резковат, но это грань спора от души, имхо
когда нет перехода на личности читать интересно
"Жанровая фотография может быть:
#
постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства
#
репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку
Постановочная
Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни.
Репортаж
#
Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на снимок.
Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью."
Свадебная фотосессия, прошел определенный этап и невеста взяла букет, собачку и быстрым шагом в машину, чтобы успеть на банкет, при этом разговаривая со своим супругом и мило улыбаясь. Я одел 200мм убежал вперед и сделал несколько снимков... Что это постановка? Жанровый портрет? репортаж? Какие рамки Вы мне отведете?
Вот эта картинка http://iso100.ru/photo_show/40325.html
Если я кого- то обидел- приношу свои глубочайшие извинения.
На даном сайте я выкладываю свои фото исключительно для критики т.к. являюсь учеником в начальной стадии.
Пейзажей у меня больше потому что просто так сложилось...просто в других жанрах мне довелось снимать гораздо меньше, и соответственно совсем не позорных фоток тоже меньше.
Но не я первый начал перепалку...
Предлагаю всё же переключиться на более конструктивный диалог.
Регулярно выкладываю позорные фотки, так как тоже учусь и тоже нахожусь в начальной стадии.
Если после десяти просмотров не остается ни одного комментария или оценки, то работу удаляю.
если же соотношение оценок к просмотрам составляет 1 к 2, то считаю работу удавшейся
Ну это я к тому, что не стесняйтесь выкладывать фотографии в других жанрах.
А если возвращаться к теме беседы:
"Для меня это новая тема. Хотелось бы услышать отзывы коллег, их советы и рекомендации. Услышать вопросы других "новичков".
Недавно "отстрелял" 2-е свадьбы. На первой на мануале, а вот на второй большую часть на автомате. Где-то в рекламных сайтах свадебных фотографов встречал такую фишку - "Все кадры на диск, в том числе и в RAW". А накой клиенту RAW? Самому бы в нём разобраться."
Это первое сообщение
Равы отдавать не нужно, их могут подправить другие умельцы, а за результат отвечать Вам лично. С правлеными джипегами отмазаться гораздо проще.
По-поводу советов съемки на свадьбе:
Не делайте жениха на ладошке.
Не делайте "волосатые ноги невесты".
Не делайте рамочки в виде облачков.
Даже если просят. Аргументировать можно просто "не имеют художественной ценности".
Советы носят рекомендательный характер и применимы только если вам дороже фотография как искусство, а не зарабатывание денег.
Теперь по ремеслу.
Не забывайте про то что один и тот же объект можно снять с разной высоты: лежа на пузе или опустив фотоаппарат к полу, на корточках, с роста, с поднятых вверх рук, с дерева, с фонарного столба, прикрутить камеру к штативу/моноподу поднять высоко и снять на автоспуске.
Чередуйте планы: общий, средний, крупный, общий, средний, крупный, общий, средний, крупный. Постоянно!
Жених и невеста не обязаны быть в центре кадра, они могут быть справа и слева, вверху композиции и внизу. Можно оставлять голову и поллица даже
Не надо творить и креативить в каждом кадре. Минимум в каждом кадре должно быть ремесло.
Снимать нужно только в мануале. Один-два кадра пристрелочных для поправки экспозиции занимают буквально пару секунд.
Автоматическим режимом P воспользовался буквально пару раз.
/*Камеру сунули в руки сказали снимать пару, которая прямо вот уже выходит из загса в коридор из гостей.*/
Пожалуйста, не сочтите мои высказывания за абсолютные правила. Это мои личные наблюдения.
Буду рад, если они кому-нибудь помогут.
К стати, брал тут у приятеля напрокат 70-200f/2.8L, и понял что для свадеб это самый настоящий репортажный объектив...если не сказать- штатник на свадьбу.
По крайней мере касательно свадебного репортажа.
Ну опять таки это просто моё наблюдение. Хотелось бы услышать комменты по данному стеклу в свадебном контексте.
Теперь вот не знаю,что лучше: вышеупомянутый или такой же ,но с дыркой 4 и стабом. Тот 2.8 без стаба был, и это вызвало у меня некоторые осложнения.
Эти оба стекла - эльки, и примерно в одной цене.
[17-70 я не про объектив, а про диапазон сказал.
По поводу 85мм, для свадьбы лучше 1.8 так как быстрее работает, 1.2 тяжеловат и медлителен.
хотя тут нельзя быть однозначным, все опять упирается в предпочтения.
Прошедшей ночью довелось поснимать в клубе. Вспышка, штатный объектив 18-55 мм без стаба, но взял с собой 50мм/f1.8. Тоже пригодился. Мда, опыта съёмки фиксированным чувствую не хватает.
В альбом "Клуб Shake"помстил некоторые кадры с клубняком. Сразу предупреждаю - они ужаты под web. Пожалуйста выскажите свои замечания. Буду рад конструктивным предложениям и критике.
Коллеги, подскажите, какой лучше телевик преобресть для целей данной главы. Canon EF 70-200mm f/2.8L USM или Объектив Canon EF 70-200mm f/4.0L IS USM. Камера Canon 40D. Оптику более высокого уровня не тяну.
To: VLADIM Спасибо, эти ссылки изучил давно, жаль в английском не силен)) переводил с помощью автоматических переводчиков. у Вас получается на 200 без стаба снимать?
Подскажите пожалуйста, Вы вспышкой пользуетсь в режиме ETTL или в ручном режиме тоже? Я вот постепенно осваиваю её, честно сказать, знаний не хватает. Методом научного тыка приходится.
Вчера съездил на пленер "пристреляться" - на 20 ноября пригласили свадьбу поснимать. Узнал за ранее места проведения сего мероприятия, чтобы немного подготовиться.
Из всего здесь ранее сказанного и написаного взял себе необходимые знания, применимые к моему тех. оснащению (EOS400D, штатник 18-55mm/f3.5-5.6, Sigma 70-300mm/f4.0-5.6 и Canon 50mm/f1.8 II). Поставил на тушку полтинник и теперь стараюсь привыкнуть к работе фиксой.
Хочу еще к вышесказанному добавить, важна мощность/ведущее число вспышки. Например у Canon 480 более дешевая и менее мощная на пару голов уступает 580. Ее зачастую не хватает для съемки в отраженном свете. Если у Вас такая, то на нее лучше поставить отражатель из Доширака, недавно собрал такой, опробывал, оклеил внутренности золотистой и зеркальной самоклеющейся пленкой (фальгой). Дает приятный золотистый рисунок. На 580 лучше поставить лопушок - отражатель, чтобы часть потока отдавала вперед. Встроенной пластмастки матового цвета мне не хватает. У меня самая распространенная коррекция при отраженном свете +1 2/3 ступени, редко 2 ступени. Если серьезные финансовые ограничения то рекомендую поменять штатник 18-55mm/f3.5-5.6 на ту же модель, но со стабилизатором. У нее разрешение выше как следствие картинка резче. Самое забавное его можно приобрести новым, например на Молотке, за 1000-1500 руб. Удачных съемок.
Я? конечно! Пока только на одной был с камерой.Так что там всего пара снимков приличных получилась.Так Вы имели ввиду пленэр в рамках свадебного фото? Я просто подумал что Вы пейзажи со вспышкой снимаете..!
Премного благодарен за подсказку. Кстати, ещё до того как прочёл Ваши строки, смастерил себе такой же "минисофтбокс". Их у меня тоже 2 - один (поменьше) обклеил обычной пищевой фольгой и заклеил куском матовобелого полиэтилена от плотного пакета, а второй (побольше) обклеил золотистой обёрточной плёнкой, полиэтилена от плотного пакета уже не было и я для отражения одел сверху обычный матовобелый пакет.
Вот обазец работы с первым отражателем серебристым http://iso100.ru/photo_show/101415.html А это со вторым золотистым
iso100.ru/photo_show/102883.htm...
Да, Владимир, полностью согласен. Такой прибамбас на вспышку действительно удобен при съёмке с близкго расстояния, о чём и подтверждение - обе ссылки у меня в предыдущем посте. Портретная съёмка.
Потихоньку созрел с вопросом по вспышке.И так, Камера EOS400D в режиме "М", китовый объектив 18-55/f3.5-5.6 USM, вспышка 430 в режиме ETTL. Шторка на вспышке задвинута. При нажатии на вспышке верхней правой кнопки "Zoom" на дисплее строка начинала мигать и изначально высветилось 24мм. При нажатии левой кнопки управления "-" параметр меяется на 35мм и лампа несколько отъежает назад. Более кнопкий "-" параметр не меняется. При нажатии жекнопки "+" из начальной установки 24мм лампа начинает отъезжать вглубь, при этом параметр меняется фиксированно 28-35-50-70-80-105мм. При 105мм лампа максимально отъезжает в глубь вспышки. При вдвижении шторки на вспышке не зависимо от угла наклона головки,показание Zoom на дисплее - 14мм, при этом лампа вспшки максимально выдвигается вперёд к стеклу. Вопрос: значит при выдвинутой шторке и максимально выдвинутой лампе вспышки, та даёт больше света и тем самым я экономлю заряд батарей?
значит при выдвинутой шторке и максимально выдвинутой лампе вспышки, та даёт больше света и тем самым я экономлю заряд батарей
Не значит. Максимально выдвинутая лампа говорит о том что свет на самый широкий угол, а потому наоборот быстрее посадите батарейки. Либо ууууузенький уголок осветить на расстоянии 5 метров, либо весь зал
Высвечивается 14 мм как только я чуть выдвину встроенную шрокоугольную панель (если быть точней в названиях деталей и частей). Может у меня вспышка неисправна?
Вот и прошла очередная свадьба (типа у меня поток ). Всем, кто высказал свои рекомендации и советы огромное спасибо. Отдельная благодарность VLADIMу, чьи советы мне особенно помогли!!! Результаты моей работы можно посмотреть в альбоме по ссылке http://iso100.ru/photo_group/1691.html
To: zvezdnej ИМХО прогресс очень существенный по сравнению с первым опытом
ББ в помещении специально такой сделали? Слижком уж тепловато получается...
И ощущение что совсем другим аппаратом снимаете - цветопередача совсем другая.
Камера таже. Просто, учусь быстро, учитываю высказанные замечания и советы. Скажите, пожалуйста, конкретно о ББ каких кадров Вы говорите. Так как помещения были разные (лестничный пролёт жилого дома,зал регистрации, банкетный зал, церковь и ресторанный зал), соответствено и условия съёмки. Дело в том, что в некоторых случаях я надевал на вспышку самодельный рассеиватель с золотистой отражающей поверхностью как раз таки для придания тёплых тонов. Что же касается съёмки в церкви, то там отражённого золотистого было достаточно много.
Вот и подошёл момент печатания фотографий и оформления свадебного альбома. Альбом купил под А4, А5 и 10х15, с карманами под фото. И тут возник вопрос расположения карточек в альбоме. Портретные фото печатаю 20х30, а репортаж 10х15. Но некоторые вертикальные, а некоторые горизонтальные. Если компоновать по расположению, то хронология меняется. Как быть?
я для фото 10х15 покупал большой альбом А4, но не с карманами, а с "магнитными" листами. дороже чем маленький, но тут можно на меньшее число листов, выглядит солиднее и можно размещать фото разного формата на одном листе... так что как вариант.
Вся информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью своих законных авторов.
При перепечатке материалов для соблюдения закона об авторских правах
необходимо ставить видимую ссылку на Фотоклуб ISO100 <http://iso100.ru>