2 ladatn
>А что все-таки означают "горячие" пиксели? От них зависит шумность фото?
Это дефекты матрицы, и надо стремиться выявлять их еще в момент выбора камеры непосредственно в магазине. Я понимаю, что вы хотите мне сказать: в наших магазинах редко встретишь нужный аппарат в наличии, тем более, чтоб их было несколько, и тем более, чтоб продавец разрешил все вскрывать и тестировать. А если вы остановились на цифрозеркалке или на чем-нибудь подобном в смысле цены, то у вас вообще не остается вариантов, кроме как надеяться, что привезенный под заказ экземпляр не будет сильно “грешить” подобными недостатками. Именно сильно, потому что каждая матрица (за редким исключением), сходящая с конвейера, уже имеет сбойные пиксели. Нам остается лишь выбирать, где их меньше. В общем, решать, как всегда, вам.
>можно как-то от них избавиться?
Ответ: загружать Photoshop. С его помощью создается маска сбойных пикселей, используя которую вы с легкостью будете исправлять дефекты техники на любой фотографии. Это классический вариант, пошаговое описание которого предоставляю вашему вниманию. Примерно по такому же принципу устраняет сбойные точки программное обеспечение, устанавливаемое в фотоаппараты.
Шаг 1
Для начала получите полностью черный снимок (точно так же, как было описано выше, т.е. с закрытым объективом, минимальным сжатием или без сжатия, а также без увеличения контрастности и шарпенинга; выдержку поставьте произвольно — допустим, 1/4 секунды).
Шаг 2
Откройте сделанное фото в Photoshop и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+L — появится окно Levels. В третьем поле Input Levels, которое отвечает за положение светлого (правого) движка, выставляем значение от 15 до 50, чтобы сделать яркие сбойные пиксели как можно более светлыми и заметными.
Шаг 3
Выделяем все элементы, отличающиеся по цвету от чисто черного. Эту операцию удобно производить в окне Color Range, вызываемом через меню Select; в выпадающем списке выбираем пункт Midtones. Далее слегка расширим выделенные элементы, используя Select -> Modify -> Expand… и устанавливая Expand By 1 pixels — нам этого достаточно. Затем необходимо сохранить выделение, чтобы использовать его в дальнейшей обработке фотографий, для чего осуществляем следующие действия: Select -> Save Selection…, в поле Document выставляем New и жмем OK. В результате будет создан новый файл, который запишем на жесткий диск в формате PSD.
Шаг 4
Теперь мы имеем карту распределения дефектных точек на фотографиях. Осталось лишь научиться устранять их и, для того чтобы автоматизировать процесс “чистки” изображений, записать алгоритм. Создайте новое действие (если кто не знает, кнопка Create new action рядом с корзиной), предварительно закрыв все окна, кроме того, которое будет подвергаться обработке. С этого момента все предпринимаемые вами действия будут фиксироваться. Откройте файл-маску, через меню Window вернитесь к редактируемому изображению и выбирайте Select -> Load Selection… Для удаления сбойных пикселей воспользуемся фильтром Dust&Scratches из меню Filter -> Noise. Радиус установите в два пикселя, а в поле Threshold задайте число из диапазона 5-10. Осталось только через меню Window вновь перейти к файлу с картой и закрыть его, после чего смело жмите на крайнюю левую кнопку в окне Actions (с изображением квадрата) для остановки записи. Все, макрос готов. Примерная картина выполненных действий приведена на рисунке.
Такая схема идеально подходит для снимков, полученных с выдержкой 1/2-1/8 секунды. Для других диапазонов точно так же создайте новые маски. Если кому-то приведенные действия кажутся слишком сложными, или же у вас имеются какие-либо другие причины, исходя из которых вы не желаете использовать Photoshop, выбирайте альтернативные методы, а именно специализированный софт.
Вообще все существующие сегодня программы этой категории используют один из двух алгоритмов. Первый основан на вычитании темного фрейма, т.е. определяются координаты битых и горячих пикселей на черном поле и производится интерполяция, или усреднение цветами соседних. Фактически то же самое мы делали в Photoshop. На мой взгляд, эти утилиты заслуживают внимания и доверия. Программы второго типа находят точки, отличающиеся от соседних по яркостным показателям. С такими фильтрами будьте осторожны. Чаще всего они хорошо справляются с поставленной задачей, но одновременно “съедают” некоторые детали. Найти программы, использующие и тот, и другой метод, можно на сайте компании Mediachance.
Black Frame NR http://www.mediachance.com/digicam/blackframe.zip
Как видно из названия, эта утилита работает на основе карты расположения битых и горячих пикселей, т.е. использует метод вычитания темного фрейма. Программа предельно проста: в одно поле загружаем оригинал, во второе — фотографию, снятую с закрытым объективом, в третьем автоматически появляется готовое изображение. В принципе, результаты хорошие, поэтому никакие настройки не нужны (кстати, вы можете выбрать один из четырех алгоритмов интерполяции), но возможности загрузки группы файлов все-таки не хватает.
HotPixels http://www.mediachance.com/digicam/hotpixels.zip
Это пример программы, использующей метод прямого детектирования (разница яркостей). Находка для тех, кто не любит напрягаться лишний раз. Все просто: загрузил исходник — моментально получил исправленный вариант. Правда, как уже отмечалось, программа иногда ошибается. По-моему, это закономерно: как можно предусмотреть все случаи? На снимке могут быть блики, источники света и прочие резко выделяющиеся группы пикселей. И хотя разработчики уверяют, что “интеллекта” этого фильтра хватает на такие вещи, я убедился в обратном. Пробуйте сами — может, вам повезет больше. Обе программы весят немного и абсолютно бесплатны, что и является причиной наличия некоторых недостатков.
PZapGUI http://www.tawbaware.com/pzapgui.zip
А вот эта вещь уже имеет довольно длинный список всевозможных наворотов — отсюда и shareware-распространение. Привожу ссылку на demo (обрабатывает изображения не больше 640x480): сайт Интерфейс программы — это два окошка (для исходника и конечного изображения) и консоль, в которой прописываются все задаваемые вами команды, а также ведется статистика обработки: сколько каких пикселей было найдено. Все настройки выбираются и устанавливаются в меню Tools. В окне Create Map File, вызываемом при выборе Tools -> Create Pixel Map File…, задается путь к черному фрейму. Настройки алгоритма обработки, уровня компрессии при сохранении в JPEG, количества проходов по одному и тому же изображению и многие другие важные параметры вызываются по нажатию Tools -> Settings. Очень порадовала возможность сохранения в JPEG без сжатия (‘Lossless’ JPEG). Всегда не давала покоя мысль о том, что каждый раз при сохранении изображения происходит ухудшение его качества: сначала в самой фотокамере, затем при обработке в Photoshop, потом — при ликвидации шумов и сбойных пикселей. Этак мало чего и останется в итоге. В общем, хорошая программа, рекомендую. Как видите, включает в себя две предыдущие вместе взятые: есть черный фрейм — загружайте; желаете метод прямого детектирования — пожалуйста. Правда, все равно не доверяю я последнему: кто знает, что он там определит! Может, и напрасно, но с маской как-то понятнее.
Удачных вам снимков и фотоаппаратов!
"...и только фото видит миг" (с)