Освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным.
1. Направленный свет – свет, дающий на объекте резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света остальные его поверхности находятся в тени. На фотографии освещенные поверхности объекта будут иметь тона, соответствующие их цвету, а их фактура будет воспроизведена достаточно точно. Затененные участки объекта выйдут глубоко черными. На них тона и фактура отсутствуют. Изображение на снимке имеет объем, но форма из-за глубоких теней обычно выявляется не полностью.
Направленный свет создает прямое солнечное освещение при высоком положении солнца на безоблачном небе, вольтова дуга, электролампа без арматуры или в рефлекторе с зеркальной поверхностью, а также линзовый прожектор. Направленный свет от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применяя два или несколько источников света.
2. Рассеянный свет – свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы. Такое освещение передает на фотографии соответствующими тонами только объект на рисунке кажется почти плоским. Рассеянным светом является солнечное освещение, когда солнце закрыто облаками. Такое же освещение дает электролампа из молочного и матового стекла в рефлекторе с матированной поверхностью или с рассеивающим экраном перед источником света. Рассеянный свет дает мягкое освещение, отчего фотографии получаются малоконтрастными.
3. Комбинированное освещение представляет собой сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительным преимуществом по сравнению с первыми двумя, так как образует полутени, создающие объем у предмета. Смягчая глубокие тени, позволяет получать из них тональные переходы. Такое расширение шкалы светотени наиболее полно выявляет форму, объем и фактуру объекта.
Выразительные и художественные возможности различных видов освещения
Уменьшение общей освещенности изменяет отношение между яркостями светов и теней: яркость светов убывает быстрее, чем теней. Это происходит за счет некоторого освещения теней рассеянным светом. Таким образом, уменьшение общей освещенности вызывает одновременно и уменьшение контраста.
Освещение является простым, когда свет имеет одно направление, и сложным, когда он идет по нескольким направлениям, от двух и более источников.
Освещение будет жестким, когда источник света – вольтовая дуга, электролампа без арматуры; смягченным – если он заслонен полупрозрачным экраном, и мягким – когда он заключен в широкий соффит с полупрозрачным экраном.
Вид освещения сказывается на очертании теней и характере рельефа. При жестком освещении границы теней очень точно очерчены, а рельеф объекта преувеличивается – создается впечатление, что все впадины углубились. Смягченное освещение размывает контуры теней и уменьшает рельефность объекта. Мягкое освещение ещё более усиливает этот эффект.
Если источник света близко расположен к освещаемому телу, то тени будут конусообразными и резко очерченными. Когда два источника света посылают в пространство взаимно перекрещивающиеся лучи, то они дадут тень и полутень, которые смягчают контраст изображения.
Лучи падающие на поверхность объекта под углом больше 450, дают прямое освещение, а под меньшим – косое. Косое освещение подчеркивает форму предметов и хорошо выявляет их детали. Его разновидностью является скользящее освещение, когда угол падения на поверхность объекта близок к нулю градусов. Скользящее освещение особенно четко выявляет фигуру объекта. Для смягчения контраста при скользящем освещении дают дополнительное прямое освещение объекта съемки, но от более слабого источника света, чем источник скользящего света.
Цветовая температура источника цвета и ее учет при выборе фотоматериалов.
Что такое импульсные источники света? Особенности их применения в фотографии.
Для удобства сравнения между собой различных температурных источников света по спектру пользуются не истинной температурой, а искусственной величиной – цветовой температурой излучения, представляющей собой температуру абсолютно черного тела, при которой цветность его излучения одинакова с цветностью сравниваемого излучения.
Абсолютно черным телом (полным излучателем) является такое тело, которое полностью поглощает всю лучистую энергию, на него падающую, и в то же время излучает больше энергии для всех длин волн, чем любое другое (не черное) тело при данной температуре.
Цветовая температура выражается в градусах абсолютной шкалы (градусах Кельвина – К0), отсчитываемых от абсолютного нуля, соответствующего 2730С ниже нуля. Чтобы выразить температуру в градусах абсолютной шкалы, нужно к величине температуры по Цельсию прибавить 2730.
Импульсивные источники света используются только при фотографировании и некоторых специальных видах высокочастотных и цейтраферных киносъемках. Эти источники света можно разделить на два основных типа: источники света одноразового действия (магниевые вспышки, лампы фотовспышки) и источники света, позволяющие многократно получать повторные световые импульсы (газоразрядные импульсные лампы).
Съемка при естественном освещении. Получение необходимых световых эффектов при съемке.
Освещение играет при съемке важнейшую роль. Ведь вся фотография основана на действии света. Предметы мы видим и можем сфотографировать лишь постольку, поскольку они освещены. Освещение в фотографии бывает естественное (дневное; или солнечное) и искусственное (электрическое и др.). Существенное значение для результатов съемки имеет не только сила света, но и направление его как по отношению к освещаемому предмету, так и к фотоаппарату. Здесь можно привести несколько простых правил.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы солнце светило в объектив - это испортит негатив (на нем получится туманное пятно, заволакивающее изображение). Значит, солнце должно находиться где-то за спиной фотографа. Однако если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, примерно на продолжении его оптической оси (по отношению к объекту такое освещение называется передним), предметы на снимке получатся лишенными теней и потому плоскими.
Как известно, объемность, выпуклость предметов трехмерного действительного мира выявляется и передается на плоскостном фотоснимке именно благодаря сочетанию светов и теней. А такой вид освещенности получается при косом направлении лучей источника света. Следовательно, наиболее благоприятным освещение для съемки бывает тогда, когда солнце находится позади фотоаппарата, но несколько в стороне, так, чтобы тени от предметов (или их продолжение) встречались с направлением оптической оси объектива под углом около 45o.
Освещение под углом, близким к 45o,- наилучшее, идет ли речь о портрете, архитектуре, пейзаже или каком-нибудь объемном предмете; оно является общепринятым для всевозможных съемок. Существенные отступления возможны, а иногда даже необходимы в художественных или технических целях, но начинающему фотографу свои первые снимки лучше делать именно при таком освещении. В тех сравнительно редких случаях, когда по условиям съемки солнце находится где-либо впереди аппарата (высоко или в стороне), но не закрыто объектом, необходимо на пути непосредственных солнечных лучей (вне поля зрения объектива) поместить прикрытие (навес, ствол дерева, книгу, головной убор, крышку кассеты) таким образом, чтобы передняя линза объектива оказалась в его тени.
Если же солнце полностью прикрыто объектом, то последний, не освещаемый спереди, выходит чрезмерно темным, почти без деталей. Сказанное выше в полной мере относится и к размещению источников искусственного света. Каждую съемку по возможности начинайте с предварительного всестороннего осмотра намеченного объекта. Фотографируя человека, вы можете поворачивать его по отношению к свету и к аппарату или менять положение последнего. Работая с источником искусственного света, вы можете перемещать его.
При съемке неподвижной натуры (здание, пейзаж) вы более связаны; можно выбрать погоду и время дня, но на техническое качество и выразительность снимка сильнее всего влияют точка и угол съемки (даже легкий поворот объектива в сторону удаляет из поля зрения аппарата одни предметы и вводит другие). Выбрав объект, точку съемки и освещение, а, также решив, каким будет формат снимка - горизонтальным или вертикальным, проверьте, совпадает ли намеченный вами на натуре кадр с тем, который вы видите в видоискателе, и, если нужно, внесите поправки в положение фотоаппарата. При этом всегда стремитесь возможно полнее, целесообразнее использовать площадь негатива, без надобности не измельчая изображения и не оставляя по краям слишком больших пустых полей.
При фотографировании с осветительными приборами характер каждого из возможных вариантов освещения выражен более явно, чем при съемке в условиях естественного освещения, поскольку при съемке под открытым небом его свет ощутимо смягчает контрасты светотени. С перемещением источника света из передней полусферы в заднюю площади видимых освещенных участков объекта съемки уменьшаются, а затененных – увеличиваются. Форма объекта съемки наилучшим образом выявляется при переднебоковом и боковом освещении.
Структура поверхности объекта съемки рельефнее всего выглядит при косом, скользящем свете на границе перехода от освещенного к затененному участку поверхности, то есть там, где свет распространяется параллельно поверхности. Тени от объекта наименее заметны при лобовом освещении, наиболее – при заднебоковом и контровом освещении.
В большинстве случаев съемочной практики для рельефного воспроизведения форм предметов применяют боковое или переднебоковое, несколько верхнее освещение направленным светом, который не только подчеркивает трехмерность объекта съемки, но и сохраняет при этом привычный нашему взгляду характер светораспределения, свойственный естественным световым условиям.