Европа
Предприимчивые издатели уже в том году, когда стало известно об
изобретении Дагера, увидели огромные возможности для получения прибыли
от издания путеводителей с репродукциями видов, сделанных дагеротипом, точно такая же история была и с адидас.
Н. П. Лербур, оптик из Парижа, который производил дагеротипные камеры,
почти неотличимые от официальных камер Жиру, нанимал художников и
фотографов, снабжал их оборудованием и посылал в Италию, Грецию,
Северную Африку, Египет, Дамаск, Швецию, Англию и даже на Ниагарский
водопад в Соединенных Штатах. Некоторые из дагеротипистов, которых он
нанимал, известны сейчас по именам, но большинство их дагеротипов
потеряно.
Художники и туристы продолжали гоняться в поисках превосходных
фотопейзажей. Прибыльным делом дагеротипного бизнеса стало производство
запасных частей к камерам, а также миллионов посеребренных пластин,
которые продавались по всей Европе. Две тысячи камер и полмиллиона
пластин было продано в Париже только в 1847 году, в основном для
создания портретов. Дагеротипные салоны во Франции и Англии делали
портреты, беря от 2 до 5 долларов за производство пластин размером от
1,5 на 2 дюйма до 6,5 на 8,5 дюйма, которые затем вставлялись в рамки
из папье-маше или в коробки, покрытые имитацией под золото.
Антуан Клоде, продавец цветного стекла в Лондоне, купил у Дагера за
1000 долларов первую лицензию, чтобы открыть дело в Лондоне Он изучал
процесс у самого Дагера, которого посетил вскоре после того, как тот
публично продемонстрировал свое изобретение.
В начале 1841 года бывший торговец углем Ричард Беард открыл первую
портретную студию в Лондоне, купив право пользоваться зеркальной
камерой, изобретенной Александром Уолкоттом в Нью-Йорке годом раньше.
Это позволило ему получать фотографии при экспозиции от пяти секунд до
пяти минут, в зависимости от размера пластин и освещенности.
Когда Клоде создал более быстро действующую комбинацию химических
препаратов, которая позволила ему делать дагеротипы камерой Жиру за
время от двух секунд до двух минут, он также открыл в Лондоне
профессиональную студию для изготовления портретов.
Обе студии были загружены работой весь день, пока было светло Каждый
в Лондоне хотел иметь свой портрет и охотно платил за такую возможность.
Клоде отдавал все силы делу постижения мастерства и улучшения
техники фотографии. Он придумал пользоваться красным светом в темной
комнате, что не отражалось на чувствительности пластины, и он первым
стал пользоваться разрисованными задниками в своей студии, чтобы как-то
разнообразить монотонность фона Клоде сфотографировал обоих
изобретателей фотографии — Дагера и Фокса Тальбота, фотографировал
королевское семейство, других известных людей и в 1853 году был
назначен «придворным фотографом королевы Виктории».
Торговец художественными изделиями Луи Закс в 1839 году привез в
Берлин первую камеру, сделанную Жиру По прошествии двух лет,
Фойхтлендер создал металлическую камеру конической формы с объективом,
изготовленным Петцвалем, что давало ему возможность изготовлять
фотографии круглой формы диаметром около трех дюймов. Появление
объектива Фойхтлендера — Петцваля создало Германии высокую репутацию в
деле производства высококачественных оптических товаров и оборудования
для фотоаппаратов.
Америка
Создание первых портретов с помощью дагеротипа занимало столь много времени, что клиенты успевали загореть.
Это было тяжелое испытание для снимаемого, так как нужно было не
шевелясь сидеть под прямыми солнечными лучами около двадцати минут.
Моргать разрешалось, поскольку процесс был длительным и это никак не
отражалось на конечном результате.
Для того, чтобы позирующий мог держать глаза открытыми при солнечном
освещении, его загораживали от солнца голубым стеклом. Это не очень
увеличивало время экспозиции, и вскоре все студии были покрыты голубыми
стеклянными крышами.
Дагеротипы раскрашивались кисточками, как миниатюры, причем очень
часто известными художниками. Первые попытки раскрашивать слабое
изображение стали делаться после того, как опыты по раскрашиванию
защитного стекла оказались безуспешными. Нанесение цветной пудры на
изображение с помощью резиновых щеточек также оказалось неподходящим
для дагеротипа, который легко повреждался. Оставался единственный
способ: опытный художник-миниатюрист долго и тщательно подкрашивал
поверхность дагеротипа, с таким же вниманием и мастерством, какие
требовались при работе с миниатюрой на кости.
Джон Уильям Дрэйпер рассказывал в 1839 году в Нью-Йорке для того
чтобы получать дагеротипы больших размеров, он покрывал лица клиентов
пудрой, и они с закрытыми глазами стояли на солнце около двадцати
минут. Дрэйпер, профессор химии Нью-йоркского университета, узнал о
процессе Дагера, прочтя первый английский перевод, появившийся в
Нью-Йорке в октябре 1839 года, хотя сам уже два года безуспешно
проводил опыты по использованию фотографии в науке. Он сделал камеру,
напоминавшую своим видом сигарную коробку, и этой камерой
сфотографировал здание Унитарной церкви из окна своего университетского
кабинета. А месяцем раньше его коллега профессор Сэмуэль Ф. Б. Морзе
сфотографировал ту же самую церковь из своего окна. К середине 1840
года, имея в своем распоряжении лучшее оборудование, меньшего размера
пластины и более быстродействующие химические препараты, оба профессора
стали сотрудничать в одной портретной студии, которую они построили на
крыше здания университета.
Дагеротиписты могли работать только в солнечные дни, которые
случались в Нью-Йорке чаще, чем в Лондоне, — именно поэтому
американские дагеротипные портреты повсюду считались лучшими.
Когда была плохая погода, Морзе собирал группу студентов и объяснял
им дагеротипный процесс, позднее некоторые из них стали ведущими
дагеротипистами в Соединенных Штатах — Эдвард Энтони, Мэтью Б. Брэди и
Альберт С. Саутворт. Пользуясь стандартной дагеротипной камерой, они
делали студийные портреты с экспозицией от тридцати секунд до двух
минут, и сокращали время вдвое, когда снимали при ярком солнечном свете.
Самые разные люди обратились к дагеротипу, видя в нем средство
наживы Некоторые достаточно хорошо освоили это мастерство и открыли
дагеротипные студии Другие стали профессорами по надувательству, делая
фотографии в таинственных темных комнатах, выдавая очень слабые
результаты в качестве предельно достижимых Многие использовали
дагеротип как рекламу, чтобы привлечь большее число покупателей в свои
торговые лавки.
Но, кроме шарлатанов, были замечательные мастера, практикующие
дагеротиписты, чьи студии делали великолепные портреты современников и
прекрасные фотографии из жизни Америки тех дней.
Эдвард Энтони в двадцать лет окончил Колумбийский университет и в
1838 году получил диплом инженера-строителя. В следующем году стал
известен дагеротипный процесс, и он изучил его. Не найдя работу по
специальности, он согласился делать дагеротипы на северо-востоке
канадо-американской границы. Это были первые фотографии, сделанные для
правительственных изыскательских целей.
Спустя некоторое время друг и покровитель Энтони сенатор Томас Харт
Бентон, председатель сенатской комиссии по военным делам, разрешил
Энтони и его партнеру Ж. М. Эдвардсу пользоваться одной из комнат
комиссии в Вашингтоне для создания дагеротипов известных политических
фигур. Среди них был и Джон Куинси Адаме.
Энтони сделал снимки всех высокопоставленных деятелей и организовал
национальную Галерею дагеротипов, которая была показана в Нью-Йорке.
Эта его выставка, по всей вероятности, погибла при пожаре 1852 года, за
исключением единственного портрета Джона Куинси Адамса, снятого во весь
рост.
Оливер Уэнделл Холмс назвал дагеротип «зеркалом с памятью». Его
родной Бостон соревновался с Нью-Йорком в получении более чистого
изображения на серебре. Изобретательность янки содействовала тому, что
американские дагеротипы считались отличными. Джон Уипл приспособил
паровую машину для высококачественной полировки фотопластин. У него в
студии от той же машины одновременно работали механические вееры в
комнатах ожидания, а на фасаде здания крутилась фирменная эмблема.
Студия Саутворта и Хоувса по справедливости считалась одной из самых
известных в Бостоне. Портреты популярных людей, сделанные в этой
студии, очень жизненны, свободны от обычной скованности. В других
студиях для клиентов устанавливались жесткие подголовники, и они
выглядели еще более скованными оттого, что за их дряблые щеки
укладывали кусочки материи, а их уши приклеивали липким составом к
голове.
Альберт С. Саутворт изучил дагеротипный процесс у Морзе в Нью-Йорке,
а когда вернулся в Бостон в 1843 году, то стал сотрудничать с Джошуа
Джонсоном Хоувсом, который остался фотографом до своей смерти в 1901
году. Дагеротипы, сделанные Саутвортом и Хоувсом за восемнадцать лет их
сотрудничества, считаются одними из лучших и рассматриваются как
замечательные произведения искусства. Эти портреты обычно снимались на
целых пластинах размером 8,5 на 6,5 дюймов, и их стоимость была 5
долларов или чуть больше.
Прекрасный дагеротип был обречен. Его эра продолжалась в Америке
дольше, чем где-либо. На большой выставке в лондонском «Кристал Пэлес»
в 1851 году американцы получили три из пяти медалей, учрежденных для
дагеротипов. Французы к тому времени сделали большие успехи в создании
фотографий на бумаге.
Америка вскоре занялась производством более дешевых стеклянных
негативов, с которых можно было делать десяток или более позитивов,
стоимость которых не превышала стоимости одного хорошего дагеротипа.
Это был конец эры — прекрасное и уникальное искусство умерло. Дагеротип
больше никогда не возрождался.
Источник: http://photo.far-for.net