19 июня 2010 года, в составе паломнической поездки, я, побывал в мужском монастыре в Новом Иерусалиме. Это фото, первое из серии "НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ", в которой я хочу поделиться увиденным. Комплекс возводился 300 лет, и был сильно разрушен за 10 дней в 1941 году немецкой армией.
Комплекс, это копия, тех зданий и сооружений, что находятся в Израиле, в Иерусалиме...
Основан в 1656 году патриархом Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово), купленных Никоном у стольника Романа Боборыкина. Здесь патриарх неоднократно останавливался на ночлег, проезжая по старой Волоколамской дороге в Иверский монастырь. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» — «Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования.
На холме, прозванном Сион, был заложен мужской монастырь. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная Константиноеленинская церковь.
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году строится Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. В октябре 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. По одной из версий именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года. В этом же году патриарх был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, лично руководя строительством собора. В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время».
Над архитектурой монастыря в разное время работали такие известные зодчие, как К. И. Бланк, Я. Г. Бухвостов, М. Ф. Казаков, В. В. Растрелли, А. Н. Воронихин, К. А. Тон. Архитектурный комплекс монастыря составляют: Вокресенский собор, скит Никона (1658), где опальный патриарх жил в 1658—1664 г.г.; Трёхсвятительская церковь (1686—1698); надвратная церковь (1694—1697); Больничные и Трапезные палаты, дворец царевны Татьяны Михайловны (всё — кон. XVII в.); стена монастыря с восемью башнями (1690—1694)); Кузнечные палаты (1690—1694).
Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты. В 1658 году Никон был вынужден оставить Москву. В качестве опального патриарха он прожил в Воскресенском монастыре 8 лет. В личное управление патриарху были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. По документам того периода три этих монастыря были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Каменском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Основной доход с этого владения шёл на сооружение Воскресенского собора. Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Земельные владения единой вотчины были разделены между тремя монастырями, созданными Никоном. С воцарением Фёдора Алексеевича, ученика Никона, возобновляется строительство монастыря. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. Перед секуляризацией церковных земель монастырь владел 13935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли.
В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей.
Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.
Монастырь в XIX — начале XX в.в. был одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. К 1913 г. монастырь ежегодно посещало около 35000 человек.
В 1919 году монастырь был закрыт, в 1921 году в его стенах был образован краеведческий музей (с 1935 года — Московский областной краеведческий музей).
В 1941 году здания обители сильно пострадали в результате военных действий; многие архитектурные памятники были уничтожены.
В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.
Для тех кто заинтересовался подробностями этой поездки, сообщаю, что в моих альбомах, есть новая папка, и там ещё выставлены фотографии, которые будут пополняться... Вот ссылка... http://iso100.ru/photo_group/3114.html
Просмотров: 55 Оценок: 25
Баллы: 347
В избранных: 0