Умение создать иллюзию глубины, пространства, существующего за пределами плоской поверхности фотографии является одним из способов сделать фотографию более интересной и выявить ее важнейшие элементы.
Перспектива закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием. Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.
Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности. Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкость, ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план. В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их кон туры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры — контрастные, четкие, темные — выступают на передний план.
Ниже в таблице приведены приемы позволяющие усилить или уменьшить иллюзию глубины.
Усиление иллюзии глубины. |
Ослабление иллюзии глубины. |
Использование объектива с малым фокусным расстоянием и включение в кадр объектов, расположенных на переднем плане. |
Использование объектива с большим фокусным расстоянием и исключение из кадра объектов, расположенных на переднем плане. |
Включение в кадр диагональных линий, как бы уводящих взгляд за пределы кадра. |
Включение в кадр линий, пересекающих картину вдоль или идущих сверху вниз . |
Отделение предмета на переднем плане от заднего плана с помощью избирательной фокусировки и соответствующего диафрагмирования. |
Съемка, когда все предметы в кадре находятся в зоне резкости, не всегда приводит к ослаблению иллюзии глубины. |
Боковое или задне-боковое освещение предмета, создающее тени. |
Равномерное переднее освещение предмета. |
Разделение кадра на три плана - передний, средний и задний с включением в каждый из планов каких-либо объектов. |
Исключение из кадра объектов находящихся на разном расстоянии от камеры. |
Освещение создающее ярко выраженные тени. |
Рассеянное, плоское освещение (пасмурная погода, рассеянный или отраженный свет светильников). |
На нижеприведенном примере иллюзию глубины создают:
-включение в композицию переднего (елочки, березы), среднего (река) и заднего плана.
-река , диагональная линия которой идет из левой нижней в правую верхнюю часть кадра
- съемка короткофокусным объективом
- задний план немного размыт