В журналах и Интернете при обсуждении фотографий много внимания уделяется сюжету и композиции. Наверное, это правильно, сюжет и композиция – основа фотографии. Но что же остается, если их вычесть из картинки? Даже и слов толком не подберешь. Цвет, рисунок... Довольно слабый запас терминов для обработки фотографий, на которую фотографы тратят часы перед компьютером или увеличителем, выводя цвета с невидимой постороннему точностью. Фотографы обсуждают разные объективы, рисующие по-разному и имеющие разное боке. В больших фотомагазинах можно найти сотни (если не тысячи) коррекционных, цветных и эффектных фильтров, влияющих на картинку разным образом. Если сюжет и композиция – вопрос «уловления» момента и места, то рисунок оказывается собственно фотографией, зависящей не от реальности, а исключительно от техники и постобработки. В репортажной фотографии роль обработки фотографии мала, благо цель репортажки – наиболее выразительно и точно отобразить действительность, и максимум, что может себе позволить репортажник, это ретушь. В художественной же фотографии фильтры и обработка занимают прочное второе место по важности, иногда претендуя на первое. Иной раз из невыразительного кадра при помощи правильно подобранных кривых цветопередачи и наложения эффектов удается сделать нечто весьма достойное. Многие фотографы при собственно съемке стараются лишь сделать кадр с запасом по диапазону, чтобы потом вытянуть его в то, что они и намеревались изобразить изначально. Для этого в цифровых фотокамерах существует формат
RAW, не предназначенный для просмотра, но зато несущий всю информацию, запечатленную на матрице.
Хорошо, если фотограф знает заранее, что именно он хочет сделать. Но зачастую только в процессе обработки фотографии возникает вопрос, а что, собственно, хочется получить из сделанного кадра. Вариантов оказывается множество, и каждый может иметь право на существование. В этом случае приходится думать более о том, какое впечатление автор надеется произвести своей фотографией. Давайте возьмем обычный портрет и посмотрим, как разная обработка влияет на его восприятие. Я настаиваю именно на портрете, потому что человеческое лицо наиболее требовательно к точности воспроизведения и на нем лучше видны любые изменения. Портрет был выбран практически случайно – мне просто понравилась модель.
Исходный кадр (фото 1) – ничего особенного, возникает лишь желание повысить контрастность. Дело в том, что реальность обычно имеет весьма контрастную картинку, куда более контрастную, чем изображение монитора или полиграфический оттиск. Контрастность (соотношение яркостей светлого и темного участков изображения) реальной картинки может составлять 14 ступеней (то есть различаться в 214 степени, 16 384 раза), в то время как контрастность монитора составляет логарифмически примерно половину этого значения (7 – 8 ступеней, 100–200 раз), а бумага – и того меньше. Поэтому теоретически, если мы хотим добиться максимальной приближенности картинки к реальности, первым делом следует постараться сделать изображение максимально контрастным. Значит, самый темный участок изображения должен быть черным, а самый светлый – белым. Имея в виду, что в нашей фотографии имеются блики, которые не несут никакой информации, и ими можно пренебречь, не считая частью изображения, то результатом у нас может получиться фото 2. Оно смотрится более ярко и объемно.
В нашем случае лицо довольно контрастно, на нем есть глубокие тени, и, что важно, модель имеет темные глаза.
В другой ситуации динамически диапазон лица может оказаться уже динамического диапазона сюжета (особенно часто это бывает при съемке против света), и, несмотря на то что в общем-то картинка будет сбалансирована по цветам, лицо может оказаться по цветам же маловыразительным. В этом случае можно обрабатывать фотографию отдельно. А можно пожертвовать частью фона для того, чтобы лицо вобрало максимум динамического диапазона, так как именно оно привлекает наибольшее внимание зрителя.
Я уже как-то писал о том, что физиологически глаз имеет очень узкий динамический диапазон восприятия, так что даже если насильственно увеличить контрастность до самых запредельных величин, портрет все равно будет восприниматься нормально (фото 3), а в случае черно-белого изображения даже более чем нормально (фото 4). Это происходит потому, что в каждый отдельный момент глаз видит очень контрастную картинку, и лишь в результате «блуждания» по изображению проникает в тени и засветки. Поэтому быстрый взгляд на чрезмерно контрастную фотографию не вызывает «протеста». Но это, конечно, своего рода «экстремализм». Он оправдан тогда, когда требуется для выражения художественной идеи. Мне приходилось видеть фотографов, которые сознательно почти постоянно используют этот прием, и, надо признать, успешно... Хотя лично мне кажется, некоторое разнообразие техники пошло бы им на пользу, тем более что может возникнуть подозрение, что таким образом автор стремится скрыть какие-то огрехи съемки...
Последнее время я слышу много разговоров о HDR, как о новой технологии обработки фотографии, расширяющей динамический диапазон изображения. Во-первых, технология эта не так уж и нова, многие люди давно используют вилку, для того чтобы по определенной несложной технологии сложить изображения воедино. Во-вторых, считаю, никакая обработка не увеличит динамический диапазон печати или монитора, поэтому о HDR следовало бы говорить скорее как о технологии сужения динамического диапазона сюжета… Для портретов, как правило, HDR не требуется, но все же давайте посмотрим, как бы это выглядело в нашем случае (фото 5). Видно, что тени, конечно, проработаны гораздо лучше, но в результате из-за того самого сужения динамического диапазона лицо получилось как бы более «плоским».
Сама по себе слабая проработка рельефа лица не фатальна, можно даже сделать это специально, что одновременно «проявляет» глаза. Как вариант – давайте осветлим фотографию (фото 6), или используем зерно (фото 7). Дело не только в том, что основное в портрете – глаза, но и в том, что чрезмерная определенность не оставляет свободы для фантазии… Интересно, что линии и тени распознаются разными структурами зрительного анализатора.