Город расположен в холмистой, поднятой над уровнем моря местности, с относительно более мягким климатом, нежели в окружающей его территории. Первое упоминание города приходится на конец IV в. до н. э. Во время экспедиции Агафокла против Карфагена полководец сиракузского тирана Евмах захватил Дуггу после недолгой осады. В то время Дугга, по словам Диодора Сицилийского, была городом значительной величины. Он продолжал оставаться карфагенским в течение всего III века до н. э. Но в начале следующего, II века до н. э., перешел под контроль нумидийского царя Масиниссы, который сделал его своей столицей. После падения Карфагена в 146 году до н. э. Дугга осталась вне пределов созданной римлянами первой африканской провинции. Граница (Фосса Регия) прошла недалеко от Дугги, в нескольких километрах южнее города. Ровно через столетие, после разгрома нумилийского царя Юбы I-го Дугга, как и все нумидийское царство, вошла во вновь созданную провинцию Новая Африка. Долгое время между старым населением и римлянами, поселившимися во вновь присоединенных землях, сохранялось неравенство. Только в 261 году н. э. город получил статус колонии, а во времена Септимия Севера (в 205 году н. э.) получил ранг муниципии. Это неравенство постоянно смягчалось из-за присвоения наиболее влиятельным и богатым представителям местного населения ранга гражданина на индивидуальной основе. Кроме того, браки между представителями двух разных общин тоже способствовали перемешиванию населения.
Дугга продолжала управляться на пунийский лад двумя суфетами и ассамблеей декурионов. Продолжалось использование ливийского и пунического языков, местное население гордилось этими отличиями. Но римляне принесли с собой не только латинский язык и греко-римских богов, они принесли с собой свою моду, свой стиль жизни, который быстро овладел сердцами и умами местного населения. Так, из сохранившихся эпиграфических надписей можно узнать, что, например, строительство многих объектов имперского культа (триумфальной арки, храма Сатурна и др.) в начале нашей эры финансировали не римляне, а богатые представители местного населения. В истории Дугги оставили свой след многие богатые семьи - Габинии, Марции и др.
Примерно с конца IV - начала V века Дугга уже не заслуживает права носить гордое название "город". В ее жизни, как и в жизни многих городов Северной Африки, начинается период дезурбанизации. Отсутствие сведений о городе в письменных источниках во времена владычества Вандалов над Северной Африкой не дает нам возможности сказать что-либо о ее внутренней жизни. То, что ее представители не упоминаются среди епископов - участников многочисленных соборов в Северной Африке, может свидетельствовать об упадке городской жизни и даже об оттоке части населения. Интересно, что и во время возвращения в Северную Африку византийцев (533-698 гг. н. э.) роль Дугги в выстроенной ими системе обороны была ничтожной по сравнению с такими городами, как, например, Агбия или Тубурсикум (современный Тебурсук). Ко времени арабского завоевания Дугга превратилась в небольшой городок, безо всяких амбиций и претензий на славу.
Сейчас руины Дугги - один из самых впечатляющих городов не только в Тунисе, но и во всей Северной Африке. В декабре 1997 года ЮНЕСКО включило их в Список Мирового Наследия.
Просмотров: 504 Оценок: 14
Баллы: 188
В избранных: 0