Данный материал, конечно к мастерам фотографии отношения не имеет, но вот к Мастерам креатива, пологаю, безусловно.
Есть в городе Санкт-Петербург район, ныне именуемый Пушкинским. Район этот по сути дела является городом Пушкин, а его историческое наименование - Царское село. Изветно Царское село своими парками, Лицеем, где учился А.С. Пушкин, великолепнейшим Екатерининским дворцом... Да, в прочем, много еще чем. И вот одним из этого "много еще" является Царскосельская Янтарная Мастерская. Расположена эта Мастерская в небольшом одноэтажном флигеле, неподалеку от Екатериненского дворца.
Днем рождения Янтарной Мастерской принято
считаь 10 апреля 1979 года, когда Совет Министров РСФСР принял
Постановление о воссоздании Янтарной комнаты Екатерининского дворца в
Царском Селе, а вот реально она начала работать где то с 1983 года,
когда на базе научно-производственного объединения «Реставратор» и была
непосредственно создана Янтарная мастерская. Подробно все перепетии
создания Мастерской и ее деятельности я тут излагать не буду - со всем
этим можно ознакомится на ее сайте http://amberroom.ru/.
Важно то, что создана она была именно для восстановления похищенной
немцами из Екатерининского дворца во вpемя Великой Отечественной войны
Янтарной комнаты. Янтарная комната была к этому времени официально
признана безвозвратно утеряной (погибшей) и дело по ее поискам
прекращено. Подробно с историей Янтарной комнаты, преподнесенной в дар
Петру I в 1716 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I, установки
ее в Екатерининском дворце, похищения и поисков так же можно
ознакомится на том же сайте.
Практические
работы по воссозданию наиболее активно развернулись с 1999 года, когда
немецкий концерн «Рургаз» предоставил безвозмездную помощь на
завершение работ в размере 3,5 миллионов долларов, а 31 мая 2003 года
состоялось официальное открытие Янтарной комнаты. Все работы были
сделаны руками мастеров Царскосельской Янтарной мастерской.
Мастерская
активно работает и ныне. Вот в нее то в августе этого года мне и
довелось попасть. Визит был совершенно не парадный, меня просто провел
туда один закомый, натурально, там работающий. Разрешение
фотографировать так же было совершенно не официальное, так что съемка
была почти подпольной. В результате все получилось так как оно есть, это именно то место и те
рабочии места, где воссоздавались янтарные шедевры, где они создаются и
ныне. Ну, а по причине, совершенно частного визита, никаких имен
называть не буду, а тех немногочисленных людей, что попали в кадр,
будем считать совершенно случайными персонажами.
Итак, Мастерская.
Входим,
и сразу попадаем в длинный коридор, идущий по всей длине флигеля, где
расположены помещения Мастерской. В этом коридоре на больних
столах-верстаках располагаются частично завершенные элементы больших
мозаичных янтарных панно, они же развешаны и по стенам. Все закрыто
белой тканью. Далее стоят камнерезные станки, на них режут янтарь и
твердые самоцветные камни. Еще далее - индивидуальные рабочие места,
объединенные по специализации в отдельные производственные участки.
Тут
самое вpемя заметить, что не взирая на то, что сама Янтарная комната
воссоздана и доступна для осмотра, создание ее элементов продолжается.
Зти элементы изготавливаются для различных, в основном зарубежных,
выставок и прочих мероприятий.
Сама Янтарная комната
технологически представляет собой набор мозаичных панно, которые
условно можно разделить на четыре типа. Первый тип - это довольно
длинные и узкие панно, условно именуемые досками. Они располагаются в
нижней части стены, начиная от пола и выглдят примерно так.
Далее,
по высоте стены, размещаются основные пано, представляющие собой нечто
вроде богато инкрустированных рам, украшенных объемной янтарной резьбой.
В эти рамы вставляются картины, выполненные в технике флорентийской мозаики.
Более крупно.
Участок,
где выполняется окончательный монтаж этих центральных панно выглядит
так. На столе, покрытое белой тканью, лежит очередное панно, над
которым работают мастера.
Флорентийская
мозаика изготавливается тоже в Янтарной мастерской. Картины,
выполненные в подобной технике представляют собой мозаику, набранную из
тонких пластин самоцветных твердых камней. Из таких же тонких пластин,
но уже янтарных, набираются и основные плоские элементы панно, о
которых я уже рассказывал выше. Именно для получения таких пластин из
янтаря различных цветов и твердых самоцветных камней и предназначены
камнерезные станки. Как побочный результат работы этих станков, все в
Мастерской покрыто слоем тончайшей янтарно-каменной пыли. Она же,
видимо, и в легких мастеров. Не смотря на вытяжную вентиляцию и
обязательные респираторы.
Панно третьего типа - это довольно узкие
вертикально ориентированые разделительные "доски, устанавливаемые между
элементами с флорентийской мозаикой. Четвертый тип - подпотолочные
"доски", практически анологичные первому.
Это одна из янтарных пластиночек. Разумеется из обрезков, которые идут на изготовление мелких поделок.
Участок изготовления флорентийских мозаик.
Из
фотографий, по моему достаточно понятен и технологический процесс такой
работы: цветной рисунок - контурный рисунок - контуры элементов,
вырезаемых из пластинок цветного камня. Дальше вырезание элементов
мозаики, их подгонка, набор, окончательная отделка.
Заодно, тут хорошо видна и упомянутая уже мной пыль - на светильнике, аллюминиевой рамке и т.д.
Флорентийская
и плоская янтарная мозаики собираются на деревянном (фанерном)
основании, точнее, наклеиваются на него. Под некоторые янтарные
пластины подкладывается металлическая фольга, чаще всего золотистых
оттенков.
Помимо больших панно, являющихся как бы элементами
Янтарной комнаты, в мастерских изготавливается и множество других
декоративных и ювелирных вещей из янтаря и самоцветных камней, ведутся
реставрационные работы, в том числе и по старинной мебели. Вторым же
основным направлением являются так называемые подарочные изделия
дипломатического и люкс классов. Помимоо чисто декоративных вещей, к
таким изделиям относяться и янтарные мозаичные иконы. К слову, такие
иконы находятся в молельной комнате президента России в Кремле.
Мне
во вpемя посещения Янтарной мастерской удалось увидить находящуюся в
стадии работы икону - образ св. Николая - Чудотворца, являющуюся
совершенно уникальным произведением. Уникальным не только по технике и
мастерству исполнения, но и своими размерами - несколько больше
человеческого роста. Чей это заказ - осталось в тайне. На мой вопрос
предпочли не ответить...
Сфотографировать
удалось только фрагмент этого произведения, поскольку помещение
мастерской, где эта икона изготавливается очень маленькое - вокруг
стола остаются лишь узенькие проходы. Что бы сделать этот снимок
пришлось влезть на стул, поставленный в дверном проеме, да еще и встать
на цыпочки. Со светом тоже были большие проблемы, но об этом после.
А это уже фрагмент самой мастерской.
В
Мастерской имеются рабочие месте не только резчиков по янтарю и камню,
мозаистов, но и ювелирные, где ведуться работы по металлам (включая
драгоценные). Вообще сами рабочие места мастеров меня просто поразили.
Работы тут конечно, в основном, ручные и оборудование временами
напоминает то, что использовалось в старые и даже старинные времена,
многое сделано руками самих художников. Думаю, лучше просто показать,
без коментариев...
Конечно
кроме таких грандиозных икон, делают в Мастерской и те, что нам более
привычны по размеру. В этих работах есть своя интересная специфика -
лики и руки выполняются из кости, все остальное - янтарная мозаика. Вот
тут частично на помощь приходят высокие технологии. Для первоначального
изготовления элементов из кости, в том числе рук и ликов святых,
используются трехмерный сканер-копир и два небольших станка с
программно-числовым управлением.
Сканирование
осуществляется путем снятия с копируемого образца координат,
расположенных по определенной сетке, точек. Сам сканирующий узел
представляет головку, оснащенную специальной иглой и имеющую
возможность перемещаться по трем осям.
Данные сканирования можно визуализировать на мониторе, полученное изображениe корректировать.
На выходе получают цифровой файл-программу, управляющую работой станка.
Со станка уже и выходят заготовки изделия из кости, над которым дальше уже в ручную работает резчик по кости.
Рабочее же место резчика-ювелира, по моему, все еще такое такое, как то было 100 и более лет назад.
Изготавливают
Мастерские и копии исторических предметов декоративно-прикладного
искусства. Но это ясно было и из описания использования сканера-копира.
Однако при этом строго соблюдаются определенные требования -
изготавливаемая копия никогда не повторяет оригинал в масштабе один к
одному. Существуют даже стандартные величины таких масштабных
отклонений. При Мастерской есть и свой Художественный салон, состоящий
из выставочного зала, магазина и зала для всяческих мероприятий. За
хорошие денежки в мастерскую водят и иностранные экскурсии. Правда
совсем не туда и не так, как меня водили. Для этих показуху специально
устраивают. Цены на изделия Мастерской совершенно фантастические,
правда и работа уникальная, да и сам янтарь, как сырье, стоит в районе
шестисот долларов за килограмм.
Такое вот удивительное место
удалось мне посетить. Надо сказать, под впечатлением нахожусь до сих
пор. Конечно весь этот материал, это только маленькая часть того, что
можно было бы рассказать...
В заключение, пожалуй разве что об условиях съемки.
Были они, что называется "мама не горюй":
-
Смешение трех типов освещения - яркое солнце через окна, лампы дневного
света и лампы накаливания, все это одновременно, при этом все равно
света не хватало. фотоаппаратчуть с ума не сошел касательно ББ;
- Очень тесные помещения;
- Наличие с собой только одного объектива 50/1.4, а нужен был светосильный ширик;
- Спешка, поскольку, как я уже говорил в начале, разрешение на съемку было сугубо приватное.