В долине Катманду, по обе стороны реки Багмати, расположен крупный храмовый комплекс индуизма - Пашупатинатх. Он считается самым важным в мире святым храмом Шивы. Вообще "Пашупатинатх" - это одно из многочисленных имен Шивы - означает "господин, покровитель животных". По легенде Шива как-то провел здесь всю ночь, медитируя на берегу Багмати.
Теперь одним из главных индуистских праздников Непала является Шиваратри ("ночь Шивы"), для участия в котором сюда в середине февраля стекаются тысячи паломников со всего Непала и из Индии. Шива - один из самых главных и почитаемых богов индуизма.
Можно увидеть Шиву в благожелательной форме защитника, или как грозного
бога смерти Рудра, иной раз он изображен Царем Танца Натараджей, но
наиболее почитаемой формой Шивы является Махадева. По индуистским
легендам, большинство как положительных, так и отрицательных мифических
героев обращались к нему за благословением и поддержкой. Случалось, что
он не отказывал в благословении даже тем персонажам, которые позднее
угрожали не только существованию человечества, но и его собственному.
Точная дата возникновения Пашупатинатх не установлена, но ученые считают, что это старейший храм в долине Катманду.
По древней индуистской легенде, на холм, где впоследствии был сооружен храм, приходила одна из пасущихся в окрестности коров Камдхену и регулярно поливала его своим молоком. Следовавший за коровой пастух Гопал заинтересовался необычным явлением и решил раскопать загадочное место. Из земли ударил столб света, который мгновенно превратил пастуха в пепел. Позже на этом месте королем Гопалом Бамши было воздвигнуто каменное изваяние лингама Шивы, вокруг которого постепенно вырос храмовый комплекс Пашупатинатх.
Комплекс Пашупатинатх обслуживает особая индуистская секта Пашупата, последователи которой считают Шиву главным богом индуистского пантеона. Секта существует в Непале с 6 века.
На западном берегу реки стоят основные храмы, в большой храмовый двор вход закрыт для неиндусов, но комплекс хорошо просматривается с другого берега реки, и можно наблюдать погребальные церемонии. Они идентичны церемониям в индийском городе Варанаси .
Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов — дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под присмотром астрологов, точно (до минуты!!!) определяющих момент их смерти. Около дома толпятся родственники умирающих. Никто не плачет. Я все пыталась понять это - вроде понимаешь, что другая религия, люди уходят в лучший мир, но.... они же умирают, их родители, близкие...не знаю - сложно мне такое понять...
И тем не менее, многие пожилые больные люди, в том числе и из Индии,
специально приезжают сюда и живут в ожидании смерти в гостевых домах
при храме. Даже Мать Тереза долгое время арендовала дом в районе
Пашупатинатха, чтобы в случае болезни умереть здесь.
Непосредственно
у подножья храма находятся две каменные платформы, гхаты,
предназначенные для кремации только членов королевской семьи и семей
премьер-министров. Отдельно расположены общественные гхаты.
После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как в Ганге,
купаются для ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед
погребением. По реке пускают вещи, которые ниже вылавливают йоги.
Вообще
Пашупатинатх — излюбленное место, где собираются садху — странствующие
йоги. Шиваистские садху — обычно с горизонтальными линиями на лбу,
носят трезубец в руках. Садху не стремятся к лучшим перерождениям, а
стремятся постичь высшие миры. Их не сжигают на кострах, как других.
Они обычно одеты в чистую одежду броско-оранжевого цвета.
По другую сторону от храмов — приют, организованный Матерью Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные.
Вход на территорию храмового комплекса Пашупатинатх категорически запрещен для не индуистов.
Комплекс действительно очень красивый и интересный, недаром он был
включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поражает правильность
линий и симметрия. Однако же нет там той необыкновенной неописуемой
атмосферы, которая присутстововала в Варанаси. Может действительно дело
в энергетических точках, может в отношениях к святыням, а может и
вообще дело во мне. Но было грустно... Возвращаться сюда совсем не
хочется