Отправить личное сообщение Seke
Записей всего43
Комментов написано75
Комментов получено167
тренер по теннису, охота, рыбалка, музыка, фотография.
Астана
433515816
Блог Seke
Личная жизнь5
Полезно знать5
Путешествия2
Фототехника4
Юмор27

<< Апрель, 2024
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24
Чт 4 11 18 25
Пт 5 12 19 26
Сб 6 13 20 27
Вс 7 14 21 28

-фотоапарат 1 10 признаков того 10дек 12 правил 1U 221109 8 марта 9 мая Adobe Aleksey&Marina bigmir Camera RAW canon 20 28 canon 350d Canon EOS 5D eBay firefox Fujifilm GIMP highlight httpbyakinet iso iso100 iso100ru linux lowepro Nikon Nikon Coolpix L810 PhotoShop QIP RAW авария авто автовыставка автомобили автопробег акция Ангел анекдот анекдоты Афганистан баги баклажан барахолка беспредел блог Бог богатыри




Фотоновости: новинки, технологии, события


Курс 'Фотокомпозиция. Часть 1'


Минуя "Азбуку фотографии" на "Фотокомпозицию. Часть1" Урок 1: "Точка съемки"

Теоретический материал

Практически весь линейный рисунок фотоснимка - границы кадра, линия горизонта, линии линейной перспективы зависят от выбора координат точки съёмки.

Окружающий нас мир мы видим с высоты своего роста. Учитывая документальную сущность фотоискусства, воспроизведение этого мира должно производится именно с этой высоты. Для получения достоверной, узнаваемой картины без искажения форм съёмку производят с высоты человеческого роста без уклона фотоаппарата. Такую высоту точки съёмки называют средней или нормальной. Условность этого определения очевидна. При съёмке ребёнка с высоты взрослого человека уклон фотоаппарата сверху вниз неизбежен, а, следовательно, по отношению к ребёнку это будет верхняя точка съёмки. Поэтому правильнее было бы говорить о расположении фотоаппарата по отношению к объекту съёмки. Перпендикулярность оптической оси к плоскости изображаемого предмета (съёмка без уклона фотоаппарата), расположение аппарата по высоте, соответствующее геометрическому центру объекта изображения можно назвать средней или нормальной точкой съёмки (рис. 1; 2; 3).

Рис. 1
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 2 Рис. 3
Рис. 3

При съёмке на натуре нормальная точка съёмки приведёт к тому, что линия горизонта будет располагаться вблизи горизонтальной оси симметрии кадра, т.е. практически разделит его пополам на тёмную землю и светлое небо. Это, в свою очередь, может разрушить целостность композиции кадра. Линия горизонта может быть смещена от геометрического центра кадра за счёт завышения или занижения точки съёмки. В пейзажной фотографии считается целесообразным верхний или нижний горизонт располагать по "золотому сечению" плоскости.

Правило "золотого сечения":

"Золотым сечением" называют такое членение линии, плоскости, объема при котором справедливо равенство отношения большего к меньшему, как целого к большему, что в цифрах составляет 0,382:0,618. Типичный пример низкого горизонта (1/3 высоты кадра) рис. 4, высокого горизонта (2/3 высоты кадра) рис.5.

Рис. 4
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 5

Рис. 6
Рис. 6 Рассмотрим на конкретных примерах влияние высоты точки съёмки на композицию кадра. При съёмке с нормальной точки (с уровня глаз стоящего человека) см. рис. 6, вырисовывается реалистичная, максимально приближенная к действительности картина. Такой её увидит каждый, попавший в эти места. Задача фотографа состояла лишь в формировании линейных форм кадра - расположения границ, соотношение переднего плана и фона. В данном случае кадр удался благодаря введению на передний план маленькой полоски моря и небольших участков неба в левом и правом углах кадра. Именно эти участки сделали снимок "живым" и пространственным, несмотря на достаточно простую центральную композицию.

Рис. 7
Рис. 7 При съёмке снизу (рис. 7), башня старинной венецианской крепости в проекции на фоне неба становится величественной и монументальной. В этой проекции она приобретает мощь и неприступность, взмывая вверх пустыми глазницами своих окон. И вновь передний план позволил обозначить пространство в кадре.

Рис. 8
Рис. 8 В проекции на горизонтальную плоскость (рис. 8) величественность башни исчезла, она выглядит не столь внушительно, как на рис. 3.2, она как бы прижимается к воде той бухты, которую предназначена охранять. Рассмотренный пример наглядно показывает сколь велико влияние высоты точки съёмки и на линейный рисунок кадра, и на его содержание.

На рис. 9 чрезвычайно заниженная линия горизонта сделала скульптурную композицию неестественно большой. Завышенная точка съемки рис. 10 нивелирует представление о высоте предметов, расположенных на горизонтальной плоскости.

Рис. 9
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 10

Умелым применением нижней точки съемки можно считать композицию снимка 11, где на среднем плане и центральной композиции отлично передано происходящее действие. Очень занижена точка съемки на рис. 12, что хорошо видно по линии горизонта. Как результат громада моста давит на зрителя всей своей массой. На снимке 13 линия горизонта вовсе ушла за пределы кадра и мы наблюдаем некое противопоставление "лохматых" веток сосен и облачков на небе.

Рис. 11
Рис. 11 Рис. 12
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 13

Хотелось бы заметить, что выведение линии горизонта за пределы кадра при съемке с верхней точки ограничивает пространство в кадре, а при съемке с нижней точки может сделать композицию неустойчивой, лишенной естественной опоры - земли.

На рис. 14 сфотографирована одна и та же старинная церковь. Чем же отличаются эти снимки? По ним наглядно можно проследить поиск фотографом оптимального направления съёмки. Во всех случаях это боковое направление, чётко обозначившее объём (две плоскости уходят вглубь пространства по закону линейной перспективы). Отличие же снимков во взаимном расположении на плоскости колокольни, креста на куполе и верхушек деревьев на заднем плане. Автор счёл, что крайний левый вариант наиболее приемлем. Сравните все три снимки и постарайтесь сделать вывод о влиянии направления съёмки не только на решение вопроса пространственности, но и взаимного расположения элементов композиции на плоскости кадра.

Рис. 14
Рис. 14

В боковых проекциях возможно описание объёма и пространства (рис. 15; 16), такие композиции чаще всего асимметричные. Рис. 15
Рис. 15 Рис. 16
Рис. 16

При фронтальном направлении съёмки практически отсутствуют линии, направленные вглубь кадра, весь линейный строй снимка основан на линиях параллельных границам кадра (рис. 17). Рис. 17
Рис. 17 Ключевым элементом этой композиции является ритмический ряд переднего плана, успешно поддержанный белыми арками верхнего левого угла снимка. Снимок достаточно выразительный, но надо понимать, что фронтальное направление съёмки это "плоские", лишённые признаков линейной перспективы кадры. Они имеют право на существование чаще всего в симметричных композициях. Таковыми являются композиции снимков рис. 18-20 и рис. 5 Рис. 17

Рис. 18
Рис. 18 Рис. 19
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 20

Обратите внимание на то, что при отсутствии линий направленных вглубь пространства, при плоскостном линейном рисунке кадра (все линии параллельны горизонтальной границе кадра), пространство на снимках в большей или меньшей степени передано за счет разноплановости композиции и светлых далей.

Рассмотрим влияние расстояния точки съёмки до снимаемого объекта. В первую очередь оно определяет, какой участок пространства войдёт в кадр. При съёмке с отдалённой точки, как правило, стоит цель съёмки общим планом. Общий план, не акцентируя внимания на частностях, показывает большие пространства (пейзажная съёмка), грандиозность происходящих действий (открытие олимпийских игр), массовость происходящего и так далее. Для съёмки общим планом очень удобна завышенная точка съёмки (рис. 10). При этом кадр может быть как вертикальным (улица, заполненная демонстрантами), так и горизонтальным (площадь, заполненная митингующими).

На общем плане мы наблюдаем большие пространства, ширь, простор, протяжённость в глубину (рис. 21, 22). Снимок 21 выполнен с нормальной точки съёмки. Пространственность подчёркивается решёткой переднего плана и линией Карлова моста. Чаще, общий план снимают сверху (рис. 22), это позволяет на фоне больших горизонтальных пространств показать их протяжённость и глубину, при этом линия горизонта в кадре уходит вверх. Наш пример (рис. 22) выполнен еще и с косиной горизонта. Желательно эту линию показывать, именно она и обозначает "конечность" горизонтальной плоскости. Отсутствие этой линии чаще всего обедняет композицию кадра. Рис. 21
Рис. 21 Рис. 22
Рис. 22

Приближение точки съёмки уменьшает пространство на изображении и позволяет расчленить композицию на элементы главные и второстепенные. Такой план изображения называют средним. На нём чётко изображено что, где и когда происходит, то есть объект или событие, что является главным в кадре, к тому же достаточно хорошо "прочитывается" фон, который даёт дополнительную информацию о происходящем. Средний план наиболее характерен для репортажной, жанровой съёмок, возможен и для съёмки портрета, когда фон используют как активный элемент композиции. Рис. 23-29 - типичные примеры съемки средним планом с хорошо организованным композиционным центром кадра и значимым для понимания содержания снимка фоном.

Рис. 23
Рис. 23 Рис. 24
Рис. 24 Рис. 25
Рис. 25 Рис. 26
Рис. 26

Рис. 27
Рис. 27 Рис. 28
Рис. 28 Рис. 29
Рис. 29

Рис. 30
Рис. 30 Дальнейшее приближение точки съёмки приводит к крупному плану. В этом случае изображаемый объект занимает большую часть кадра, а фон практически неинформативен. Примером крупного плана может служить съёмка погрудного портрета на абстрактном (беспредметном) фоне. Всё внимание в таком кадре на лицо портретируемого, а фон лишь тональное пятно, гармонично вплетающееся в общее тональное решение портрета и обозначающее воздушную среду, вокруг модели. На рис. 30 один объект изображения, чёрный, беспредметный фон, хорошо подчёркивающий тему старости, и полное отсутствие отвлекающих элементов композиции. Крупный план позволяет пристально всматриваться в объект съёмки, не отвлекаясь на детали. Крупный план часто используют и для съёмки натюрморта.

Сверхкрупный план или фрагмент - это "жёсткое" кадрирование, где изображается лишь часть объекта. Такое кадрирование целесообразно в том случае, когда эта часть, будучи очень выразительной, может охарактеризовать объект в целом. Примером такой съёмки может служить фрагментарный портрет, или фрагмент здания, через особенность формы которого раскрывается стилистическая особенность его архитектуры. Фрагментарная съёмка имеет самостоятельное эстетическое значение, подробно об этом можно прочитать в книге "Поэтика фотографии" В.И. Михалковича и В.Т. Стигнеева, издательство "Искусство", 1990 год, стр. 180-198.

Рис. 31
Рис. 31 Рис. 32
Рис. 32 Приближение точки съёмки показывает часть целого (фрагмент). На рис. 31 достаточно хорошо видны возможности фрагментарной съёмки, когда часть целого достаточно выразительно показывает всё целое. Фрагментарная съёмка возможна в различных жанрах(32), но чаще всего применяется при съёмке архитектуры. Она делает композицию как бы развивающейся за границы кадра.

Таким образом, выбор расстояния точки съёмки определяет крупность плана изображения от общего до сверхкрупного.

Вопросы по теме

Вопросы для самоконтроля.

  1. Как понимать определение - линейный рисунок кадра.
  2. Нормальная точка съёмки и целесообразность её использования.
  3. Необходимость завышения или занижения точки съёмки.
  4. Крупность плана и жанры фотографии, где они применяются чаще все.
  5. Фронтальное и боковое направление съёмки и особенность каждого из них.
  6. Влияние направления съёмки на передачу пространства и объёмов изображаемых предметов.
  7. Направление съёмки и соотношение изображаемых объектов на плоскости снимка.
  8. Соотношение объекта съёмки и изображения окружающей среды в зависимости от направления съёмки.

Задание на практическую работу

Практическая работа для самостоятельно анализа

  1. Выполнить съёмку одного объекта с разных направлений (3-4 снимка). Проанализировать влияние направления съёмки на распределение изобразительных элементов композиции на плоскости кадра.
  2. Выполнить съёмку симметричной и асимметричной композиций. Проанализировать влияние направления съёмки на линейную композицию кадра, передачу объёмов и пространства в нём.
  3. Выполнить съёмку общим, средним, крупным и сверхкрупным планом.
  4. Выполнить съёмку с верхней, нормальной и нижней точек.

Выбор точек съёмки в композициях должен быть очевидным и обоснованным авторским замыслом.

Зачетная работа

Выполнить снимки:

  • крупным планом с нормальной точки съемки;
  • средним планом с нижней точки съемки,
  • общим планом с верхней точки съемки.
  • выполнить съёмку симметричной
  • и асимметричной композиций.

Проанализировать влияние направления съёмки на линейную композицию кадра, передачу объёмов и пространства в нём. Объяснить влияние высоты и расстояния точки съемки на раскрытие содержания выбранных сюжетов.

3 февраля 2008 года в 10:08


обучение, уроки, фотокомпозиция, курс

Комментариев: 3 3 Просмотров: 3618 3618 Баллы: 15 15

  • Currently 3.5/5 Stars.
Работа еще не оценивалась
Понравилось? Зарегистрируйся и оцени!

Просмотров: 3618
Оценок: 2
Баллы: 15

Комментарии ( Всего: 3 )  

1
3 февраля 2008 года в 10:16  Seke Этот пользователь следит за комментами! 0 - +



2
3 февраля 2008 года в 10:33  ProtoPlex 0 - +
Жаль только что не грузятся крупные варианты картинок, но и так понятно


3
23 сентября 2008 года в 08:59  Readmaniac 0 - +
Спасибо, очень познаветельно.



Вы не зарегистрированы у нас и не можете комментировать записи. Зарегистрируйтесь и примите участие в обсуждениях!