Только удивительным небрежением к талантам объясняется тот факт, что русский мастер фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский – пионер цветной съемки – долго оставался забытым. Его бесценный фотоархив оказался за пределами России. Изумительные цветные снимки Прокудина-Горского после 1917 года почти не публиковались.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)
Сергей Михайлович родился летом 1863 года, детство его прошло в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора во Владимирской губернии. По воспоминаниям близких, будущий фотограф с детства питал необыкновенный интерес к химии. Неслучайно поэтому был выбран Петербургский технологический институт, в котором юному Прокудину-Горскому посчастливилось слушать лекции самого Дмитрия Ивановича Менделеева. Закончив технологический, он уехал за границу и продолжал изучать химию в Берлине и Париже, познакомился с выдающимися учеными-химиками и сотрудничал с ними. Вместе они разрабатывали, и не безуспешно, методы цветной фотосъемки.
По возвращении в Россию, в Петербург, у Прокудина-Горского возник замечательный план: объехать с фотокамерой чуть ли не всю Россию, побывать в самых отдаленных её местах и запечатлеть людей, природу, историю, культуру и промышленность великой страны.
Мысль фотографа, тогда ещё мало кому известного, понравилась царю Николаю II . В 1909 году Министерством путей сообщения Прокудину-Горскому был выделен удобный железнодорожный вагон, который на долгое время стал для Сергея Михайловича и домом, и передвижной лабораторией. Местным властям было предписано оказывать странствующему фотографу всяческое содействие.
"Ласточкино гнездо" в Крыму. Снимок 1909 года
Фотографировать приходилось в нелегких условиях, выбирать моменты, когда погода позволяла получить хороший снимок. А вечером и по ночам, забывая о сне, проявлять пластины. Часто процесс следовало непременно завершить к утру, чтобы в случае неудачи все переснять и ехать дальше.
Сергей Михайлович вспоминал: «С одной стороны, работа моя была обставлена очень хорошо, но, с другой, была очень трудна, требовала огромного терпения, знаний и нередко больших усилий.» Впрочем, трудности в любимом деле нисколько не тяготили его, напртив, вызывали энергию и радостное чувство творца.
Им были засняты храмы, их внутреннее убранство, виды городов, пейзажи, и всё это, напоминаем, в цвете! Был заснят Урал.
Вход в ограду церкви Св. Георгия (Старая Ладога, Российская Империя)
Лишь благодаря творческому подвигу замечательного мастера мы можем сегодня увидеть не только, как выглядела природа разных мест России в то отдаленное время, но и работу заводов и рудников.
Прокудин-Горский сделал несколько сотен интереснейших снимков на Кавказе, в Крыму и Украине. С юга неутомимый фотограф переносился на север, чтобы заснять строительство Мурманской железной дороги и сохранить для потомков картины этого строительства. Побывал и на Соловецких островах.
Русская крестьянка из деревни на реке Шексне
Всю работу по съемкам Сергей Михайлович выполнял на собственные средства. Однако так долго продолжаться не могло. К тому же возникли проблемы с хранением нескольких тысяч стеклянных пластинок. Состоятельные предприниматели неоднократно выражали желание приобрести огромное собрание фотоснимков. Но Сергей Михайлович не соглашался на это, считая, что его коллекция должна принадлежать государству.
Он обратился к тогдашнему министру финансов Коковцеву, предложив правительству купить коллекцию. Началась долгая чиновничья волокита – подсчитывалась стоимость коллекции, выяснялись права сторон сделки. Шел 1911 год. В сентябре был смертельно ранен террористом председатель Совета министров П.А.Столыпин. Не исключено, что
Именно это событие расстроило дело о покупке коллекции.
Как уже говорилось, Прокудин-Горский был пионером цветной фотографии в России. Процесс фотографирования был сложным. Объект снимался последовательно через три светофильтра – синий, красный и зеленый. Чтобы увидеть снимок, требовался специальный проектор. Изображение снова пропускалось через светофильтры, цвета смешивались, и тогда на экране рождались яркие, красочные картинки.
Это были диапозитивы. Но прошло ещё несколько лет, и стало возможным переносить изображение с фотопластинки на бумагу. Родилась цветная фотография.
До 1917 года в России были опубликованы более сотни цветных фотоснимков талантливого мастера. Свыше 90 из них – в виде открыток. Очень часто снимки Прокудина-Горского печатались как иллюстрации в книгах и журналах того времени. Некоторые фотографии выпускались в дореволюционные годы крупным форматом, в виде так называемых настенных картин. Известен, например, большой цветной портрет Льва Толстого.
Лев Николаевич Толстой
Судьба великого фотографа-художника, изобретателя, общественного деятеля, издателя после 1917 года оказалась, без преувеличения сказать, трагической. Всё, что он создал с таким тяжелым трудом и энтузиазмом, новой власти оказалось не нужным. Большевики не могли забыть связи фотографа с царской семьей и тот факт, что жена его, Анна Александровна, урожденная Лаврова, происходила из богатой буржуазной семьи.
Его талант и высочайший профессионализм в новой России не требовались. Коллекция пластинок находилась в ужасных условиях, в замороженных помещениях. Сергей Михайлович решил покинуть родину. Было большой удачей, почти чудом, что при отъезде ему позволили вывезти 20 ящиков с двумя тысячами фотопластинок. Судьба оставшихся в России негативов (более трех тысяч!) до сих пор неизвестна.
Сначала он эмигрировал в Норвегию, затем перебрался в Англию, а оттуда уехал во Францию. Живя за границей, Прокудин-Горский не оставлял работы над улучшением и упрощением процесса цветной фотографии и киносъемки. Он изобрел новую оптическую систему для кинокамеры.
Во время Второй Мировой войны и немецкой оккупации Сергей Михайлович оставался в Париже. Здесь он и скончался 27 сентября 1944 года от тяжелой болезни. Похоронен он был на русском кладбище с Сен-Женевьев-де-Буа. Спустя четыре года после смерти мастера его наследники продали обширную коллекцию фотопластинок Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, где она продолжительное время, вплоть до 1980 года, оставалась широкой публике практически неизвестной. В Америке был издан альбом со снимками Прокудина-Горского под названием «Фотографии для царя».
В последние годы интерес к творческому наследию великого фотомастера в нашей стране быстро растет. Стали выпускать книги о нем и появились журнальные публикации. При воспроизведении снимков теперь используется компьютерная техника. Имя гениального фотографа-художника и его творчество стали выходить из забвения.
( Геннадий Черниченко, журнал «Тайны XX века»)
P.S. Просьба - не оценивать! Поскольку выложила информацию не ради баллов, а ради самой информации!
Спасибо!