Отправить личное сообщение Leka
Записей всего95
Комментов написано109
Комментов получено244
Психолог.Ведущий специалист... «Дай мне Бог душевного покоя принять то, что не могу изменить, дай силы изменить, что я могу, и дай мудрости не перепутать одно с другим».
Москва
318220568
Блог Leka
ISO100 Trophy 2008: Москва - Хабаровск 9000км1
Личная жизнь3
Полезно знать6
Притчи (у кого что есть, добавляйте)40
ФотоНовости1
Фототехника1
Юмор43

<< Апрель, 2024
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24
Чт 4 11 18 25
Пт 5 12 19 26
Сб 6 13 20 27
Вс 7 14 21 28

-фотоапарат 1 10 признаков того 10дек 12 правил 1U 221109 8 марта 9 мая Adobe Aleksey&Marina bigmir Camera RAW canon 20 28 canon 350d Canon EOS 5D eBay firefox Fujifilm GIMP highlight httpbyakinet iso iso100 iso100ru linux lowepro Nikon Nikon Coolpix L810 PhotoShop QIP RAW авария авто автовыставка автомобили автопробег акция Ангел анекдот анекдоты Афганистан баги баклажан барахолка беспредел блог Бог богатыри




Фотоновости: новинки, технологии, события


Свадебные традиции. История


Обряды.
Начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходила подготовка к свадьбе и сама свадьба в древности, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал. С возникновением классов, церкви и государства формируется специфические церковные ритуалы, обряды и церемонии, связанные с государственно — политической и общественной жизнью. К традиционным относят: семейные обряды, производственные обряды, свадьба, обряды связанные — с земледелием, с рождением, со смертью и другие. Вот некоторые из обрядов:

Сватовство.
Предсвадебный цикл обрядов у восточных славян начинался со сватовства. В старину ходили сватать обычно близкие родственники жениха. Разговор заводился издалека, в иносказательной форме — об охоте на куницу или о купле продаже телки. Родители невесты обычно с ответом не спешили. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватам, а сваты в ответ закрывали дверь спиной. Считалось, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж.

Для того чтобы сватовство прошло успешно, было принято выполнять ряд обрядовых действий и предосторожностей, связанных главным образом с древней верой в приметы. Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашло отражение и в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, в том числе сватовство, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы сватовство, как и денъ свадьбы, не приходилось на 13-е число. В то же время такие нечетные числа, как 3, 5, 7, 9 в сватовстве и в свадьбе играли определенную обрядовую роль, считаясь счастливыми. Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (повидимому, во избежание сглаза). После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле.

В народе верили и в некоторые другие приметы. Например, тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Подойдя к дому, он сначала незаметно прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь. Получив приглашение войти в дом, входил, крестился на образа и только после этого приступал к разговору. Примечательно и то, что пришедшие со сватовством во время разговора старались незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола, за которым обычно велась беседа. Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, сохраняя, однако, по традиционному обычаю молчание и переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Соблюдался и обряд испытания невесты. Иногда мать жениха спрашивала: «А ловка ли девка?» Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол.

На смотринах сохранялся и другой традиционный обычай, по которому жених и его родители обязательно выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. После этого мать невесты подносила жениху стакан «медового питья». Если он выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.
При помолвке (заручении) снова повторяется рассказ об охотниках и кунице, а также завязывание полотенец, после чего сваты вручают в качестве выкупа бутылку водки или небольшие подарки. Затем жениха и невесту благословляют хлебом и сажают их на посад, т. е. на почетное место в переднем углу, где расстелена меховая шуба. С этого момента начинается участие в обряде свадебного хора, исполняющего свадебные песни. После заручин жених уже открыто посещает невесту, мать сама стелит им постель.

В дворянских семьях смотрины происходили без каких-либо обрядовых действий. По этому поводу в доме невесты, как правило, устраивался званый обед. На нем присутствовали родители жениха и невесты, а также крестный отец жениха или его дядя. У всех социально — сословных групп, в том числе и у дворянства, смотрины по традиции завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны. Этот обряд совершался без каких-либо посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие продолжать начатое дело, после чего договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор или помолвка являлся самым важным предсвадебным обрядом. Процедура сговора зависела от положения семьи.
В дворянских кругах по этому случаю в доме невесты давали бал с угощением. Приглашения в виде специальных билетов рассылались от лица старших членов ее семьи. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке. Затем все присутствующие поочередно подходили к ним с официальными поздравлениями. По окончании поздравительной церемонии жених и невеста открывали бал вальсом. Как и в других сословиях граждан, в этот день жених дарил невесте кольцо с каким-либо драгоценным камнем.

В купеческой и зажиточной мещанской среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях жениха и невесту благословлял, как правило, священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого, деньги передавал отец невесты отцу жениха сразу же после благословения.
У жителей городских окраин и деревень на сговоре обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью. После этого отец жениха и отец невесты поочередно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело.
Иногда обряд сговора проходил по более полной программе. Гости требовали привести невесту, которая по распространенному обычаю находилась в другой комнате или соседнем доме и оплакивала свое девичество. Иногда вместо невесты приводили другую девушку, закрытую покрывалом, сваты обнаруживали обман и требовали привести настоящую невесту. Родители невесты спрашивали ее согласия на брак. Получив положительный ответ, ставили молодых людей на одну половицу и связывали подпояской. Затем на стол клали хлеб-соль, образ, зажигали свечи и молились. Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около ее дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана (сговорена), и называла при этом имя своего жениха. Объявление о помолвке встречалось подругами хлопаньем в ладоши и ударами в медный таз.
После сватовства устраивался «пропой» или «сговор», где собиралась ближайшая родня жениха и невесты и решались хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака. Обычно сначала родственники жениха угощали родню невесты привезенным с собой обедом. Потом со столов убиралось женихово угощение, стол накрывала невестина родня, и усаживала родственников жениха.

Во многих русских и украинских селениях после «пропоя», родственники невесты ходили к жениху осматривать его хозяйство; это называлось «дворогляденье». Вечером вся молодежь улицы собиралась у выгона, где парни и девушки играли в «догонялки» («горелки»), а жених угощал всю молодежь пряниками (обязательно медовыми), которые в особых формах пекла его мать. Заканчивалось веселье катанием на лошадях, украшенных бубенцами. Таким образом, помолвка приобретала общественную огласку. Жених и невеста, кроме родительского благословения, получали общественное одобрение своего брака. После помолвки отказаться от брака не могла ни одна из сторон. Общераспространенной в городской среде была традиция завершать сговор, так же как сватовство и смотрины, хождением «круг стола». В обрядовом хождении на сговоре обнаруживается более широкий круг действующих лиц, чем на смотринах.


Канун свадьбы.
День накануне свадьбы был посвящен прощанию невесты с домом, родными, подругами. В деревне в этот день жених и невеста обязательно ходили в баню. Невеста с утра oприглашала подруг топить баню, где мылась вместе с ними. Туда же приходили женщины петь свадебные песни. Затем девушки торжественно провожали невесту домой. Мытье в бане выполняло функцию магического и физического очищения.

На девичниках в некоторых областях была обязательной наряженная елочка как символ невестиной красоты. После девичника елочка становилась собственностью жениха, и он уносил ее домой. Елочка как символ девичества иногда сопровождала только что обвенчанную молодую жену и за свадебным столом. Сейчас можно сказать, что роль старинной елочки играет букет цветов, который жених дарит невесте и который стоит на свадебном столе возле молодых. Самым характерным элементом девичника были печальные девичьи песни о невесте, прощающейся с невинностью и косой, ее символом, невесте, уезжающей «в чужие люди».

Менее распространенными были подобные вечера у жениха «жениховы посиделки», последний вечер в мужской холостяцкой компании. Описаний каких-либо специальных обрядовых действий на подобных вечерах не сохранилось. Очевидно, они воспринимались просто как лишний повод выпить. В то же время сейчас «мальчишник» перед свадьбой — явление очень распространенное.

В свадебном обрядовом цикле важным моментом был перевоз накануне свадьбы приданого и постели невесты в дом молодых. «Парадную постель», как правило, стелила для молодых тетка или сваха. Существовал обычай класть под перину яйцо (вареное или деревянное расписное), «чтобы у молодых детки родились». Прятала его туда тетка жениха или сваха в зависимости от того, кто из них стелил постель молодым. Яйцо находилось под периной новобрачных три ночи, то есть тот срок, во время которого, как считалось, невеста «теряла девичью чистоту». Только на четвертый день молодая могла убрать его оттуда. Деревянное яйцо она заворачивала в венчальную рубашку и хранила среди своих вещей, а вареное — рубила на мелкие кусочки и скармливала домашней птице. Это было очень древнее и общераспространенное представление о яйце как символе плодородия и обновления жизни.

В наше время понятие «приданое» уже не имеет того значения, как в прошлом. Тем не менее, почти на всех свадьбах считается обязательным, чтобы в общее имущество вновь созданной семьи входило постельное белье от невесты.
Одним из важных звеньев подготовки к свадьбе было приготовление ритуального печения. Встречались два вида свадебного обрядового хлеба — каравай и курник. Оба эти хлеба имели круглую форму, но различались по способу приготовления. Каравай выпекался из кислого ржаного или пшеничного теста, а курник из пресного.

Иногда внутрь курника запекали яйца в скорлупе, а сверху украшали куриной головкой из теста. Возможно, поэтому хлеб и получил название «курник». Свадебный каравай готовили только замужние женщины (родственницы жениха). При этом они совершали ряд традиционных обрядовых действий, сопровождая их особыми хвалебными каравайными песнями. Хлеб у славян с древних времен играл важную культовую роль. Вкушение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой жены. В настоящее время обычай встречи «хлебом-солью» возрожден, и все больше распространяется.

http://www.fotohappy.ru/
9 февраля 2008 года в 02:25


история , традиции, Свадебные традиции

Комментариев: 2 2 Просмотров: 1536 1536 Баллы: 0 0

  • Currently 3.5/5 Stars.
Работа еще не оценивалась
Понравилось? Зарегистрируйся и оцени!

Просмотров: 1536
Оценок: 0
Баллы: 0

Комментарии ( Всего: 2 )  

1
9 февраля 2008 года в 02:50  Mischanja-555 Этот пользователь следит за комментами! 0 - +
Leka, хоть и много, но всё таки очень познавательно и интересно


2
9 февраля 2008 года в 03:01  Leka Этот пользователь следит за комментами! 0 - +
CПасибо



Вы не зарегистрированы у нас и не можете комментировать записи. Зарегистрируйтесь и примите участие в обсуждениях!