Некоторые профанские и несколько хаотичные тезисы, не судите строго. Направлены на попытку осмыслить роль в фотографии зарисовок предметов в искусственной и естественной среде, построенных на специфической игре естественного освещения (особенности которого обычно проявляются в черно-белой фотографии). Я назвал это условно фрагментами, подразумевая смыслово законченные фрагменты пейзажа. Они по охвату натуры уже почти уходят от пейзажа, как жанра, но еще не реализуются принципами натюрморта или крупного плана. Свои штудии я привязал к попытке осмысления творчества нашего автора – iphilipenko, как нашего представителя, «заточенного» для данного направления в фотографии. Хочу подчеркнуть, что я рассматриваю не те фотографии, которые вы при желании найдете на его страничке, двигаясь по рейтингу сверху вниз, а совсем наоборот. Статистически приоритетны для основных моих замечаний работы, идущие примерно с 50-й позиции из его списка.
Приступим.
Новелла – повествовательный жанр, разновидность рассказа,
отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием
описательности и психологической рефлексии, необыденностью
события, элементами символики
Современная энциклопедия. 2000
Начну, ограничив тематику пейзажем. В пейзаже мы, как правило, ищем масштабности или эффектности. Пытаемся развернуть широкое полотно, ждем множества планов. Это ведет нас к поиску для этюдов открытых пространств, сложного рельефа, обилия интересных элементов, геометрически или зрительно возвышающейся над ландшафтом точки обзора. Наш дух прельщается этими богатством и простором. Все вызывает восприятие пейзажа как чего-то масштабного, как космос, нас определенным образом поглощающего, и слегка уничижающее, позволяющее ощущать себя лишь маленьким винтиком сложного механизма. Такой глобализм заводит речь о силе творения, его мы переживаем все вместе, дружно и несколько похоже. Невольно объединяемся, восхищаясь и противодействуя той силе.
Между тем остается забытым другая сторона творения, не менее важная и единая с первым. И уже стоит вспомнить что-то более близкое, интимное, соразмерное нам физически. Своего рода микрокосм. Предметно он воплощается в ближайшем нам и ежедневном окружении, как говорят: на расстоянии вытянутой руки. У каждого оно свое, окрашено индивидуальными нюансами, мило для каждого по-своему. Но, при этом, не может оставаться не понятым и для других. Для этого приятия чьего-то мира уже никак нельзя нестись сломя голову, что почти не сказывается на качестве восприятия феерии света или масштаба. Здесь стоит остановиться, отдышаться и затем уже сопереживать. Мы часто говорим, что наиболее интересно для нас общение, то есть внутренний мир человека. Тем не менее, редко когда буквально насыщаем свой интерес.
В фотографии (отвлечемся от портрета и жанра) мир человека могут описать не величественные картины, а снимки его вещей, его окружающей среды. Мы не вполне осознаем, хоть и чувствуем постоянно в своей фотографической практике, что в жизни редко видим просторы. Обычно наш визуальный кругозор не распространяется далее нескольких десятков метров. Он ограничен вполне очевидными причинами, нашей естественной оптикой (в повседневном ее применении) и такими внешними факторами, как плотная застройка, растительность, туманы и проч. Но кто сказал, что ближайшее не несет информации или лишено красоты?! Да, конечно, это красота иная. Уже не обойтись простыми возмущениями сетчатки, здесь нужно использовать более глубокие струны.
Мы выходим на умение видеть и читать красоту в малом. И не только красоту, но и идейность, сущность предметов, их поэзию, их важность для мира и человека.
Технически наше ближайшее окружение очень трудно адекватно описать фотографией. В жизни глаз и зрительные центры мозга быстро «скидывают» нашему сознанию обильную информацию, а последнее легко воспроизводит богатые и полные образы всей среды (слева, справа, сверху,... цвет, температуру, влажность,... восторг, уныние...). В фотографии обычно наш, вооруженный окуляром, взгляд упирается в часть городского или природного пейзажа, весьма глухой его участок, малопонятный не только стороннему зрителю, но и нам, если удастся-таки абстрагироваться от своих исходных впечатлений от всей былой обстановки, которую мы восприняли без использования окуляра. В фотопроцессе сознания (или мозга), суммирующего все наше окружение, нет. Фотографирующему необходимо увидеть сразу ценность выбранных для съемки частности и момента и адекватно их отобразить на ограниченной плоскости кадра.
В этой связи весьма импонируют попытки нашего автора – Игоря Филиппенко (iphilipenko). Будучи явно искушенным фотографом, Игорь, кажется, намеренно сокращает арсенал возможностей и пленки, и «цифры». Не боится мелких потерь, главное же всегда остается в кадре зримым. Вольное отношение к скрупулезности в обработке иногда смущает, но, как ни странно, не скрадывает качества работ. Там, где можно было увидеть «недостаток опыта», на самом деле процветает смелость мазка. Все кажущиеся потери чудесно некоим образом не искажают идей, доносимых фотографией. Даже наоборот, придают дополнительную им выразительность. Разве не это есть качество?! К тому же, при острой необходимости автор даст и проработку. Композиционность интересна, и не вычурно-школярская, а смелая, порою неординарная. И дальше в этом роде...
Не насыщайте свои фрагменты! Посмотрите, как выгоден лаконизм, порою доведенный до иероглифа, а пейзаж становится сродни натюрморту. Конечно, лично мой вкус не принимает все, что бы то не вышло «из под пера» Игоря. Не смогу понять всех условностей, задаваемых им иногда в стиле пикториализма, некоторых встречающихся захломлений в кадре (черно-белое – та еще кухня!), часто взгляд может быть «слишком уж индивидуальным», иногда мерещится формализм... Но, конечно же, не в этом суть!
Не только технические упрощения придают его работам выразительность, еще и, как ни странно, выбор преобладающего формата. Квадрат сейчас очень моден в определенных кругах. Однако очевидно, что не популизм привел автора к нему. Кажется, строгий формат мобилизует фотохудожника, предъявляет более жесткие требования к композиции. При этом не дает уходить в пользу слащавости от того главного, ради чего задумывался спуск затвора. Словно бы выбран своего рода небольшой походный блокнот из простецкой бумаги, куда при всем желании не внести ни изобилия, ни пустопорожнего. Только строгую зарисовку, только суть. И мы видим как раз то, с чего я начал – частное, личное, близкое, человечное.
Я и многие соклубники ищем информативности, проработки и качества порою так неистово, что забываем о назначении фотографии. При этом, если оглядеться, легко найдем в своих карточках горы недостатков в тех же информативности, проработке и качестве. Там не то, здесь не так... В фотографии изощренность важна, но не определяющая. Обратите внимания на образы, взятые и организованные Игорем. Что мы можем убрать, что добавить, где подчистить? При этом не загубить жизнь того или иного кадра?! Да ничего. Только принять или нет. Для первого же надо не забыть остановиться и посопереживать...