Троллинг нынче в моде. Человек, в реальной жизни не способный собрать мало-мальскую аудиторию для своих речей, отрывается в виртуальном пространстве. Ну а здесь - чем твёрже слово скажешь, тем больше ты "прав". Потому что с дураками не спорят, а когда без невербальных подкреплений за троллем остаётся "последнее слово" - может возникнуть щемящее чувство, что жизнь удалась.
Впрочем, и в оффлайне троллинг процветает. Не столь явно, но он есть - и ещё какой. То, что в сети мы называем троллингом, в реальной жизни выглядит как некий набор личностных качеств или их отсутствие, которые человек во что бы то ни стало пытается продемонстрировать, не опираясь на ситуацию, но отталкиваясь от неё. И хлёсткое звучанье слов в подобных экзерсисах заменяет достаточность их смысла.
Вот придумали слово "толерастия". Забыв о повседневных, добрых и ласковых словах, характеризующие нормальное человечное поведение, взяли за основу слово официальное: толерантность. На политическом уровне "толерантность" звучит круче, чем "человечность". А чем круче опускаемое - тем круче выглядит опускающий (или просто они так думают). Прибавили окончание, смысл которого, пожалуй, всем понятен. Как копирайтер скажу - нейминг удался. Звучит. Влияет. Создаёт установки и провоцирует. Но корень, заложенный в этот пиар идеи, гнилой насквозь.
Да, можно говорить про естественный отбор и ставить во главу угла теорию Дарвина (теорию, господа, это теория - не закон). Можно пользоваться громкими словами, считая их маркером истины. Здесь, правда, полезно вспомнить о широко рекламируемых товарах, от которых никакой настоящей пользы нет - вспомните хотя бы щемящую душу радостью новогоднюю рекламу Кока-колы. "Толерастия" - нейм такого же продукта. Вкусного, вселяющего уверенность, создающего образ жизни и отбивающего охоту мыслить ситуативно и самостоятельно. Шаблон уже задан.
Попробуйте придумать уничижительную форму слов "доброта", "человечность", "помощь", "лояльность", "понимание". Получится? Я бы не стала пытаться. Мы же с вами не государственные образы, чьи имена вставлены в спичи и документы. Мы с вами реальные люди, у которых, бывает, отрываются заусенцы и кровь идёт носом. Которым приятен запах цветов и неприятен запах дерьма. Которым похлопывание по плечу намного приятней поджопника. Мы живём в тесной связи и не любим, когда эти тесные связи для нас болезненны. Мы понимаем, что если со всем добрым, светлым и душевным, что ещё позволяет нам держаться на плаву, сделать эдакую "толерастию", мир рухнет окончательно. Даже если мы скрываем свою сентиментальность, чувствительность, нежность - они должны оставаться с нами. Хотя бы скрыто.
Обращая в негатив всё, что к нему не относится, мы бросаем всё нужное, нежное, прекрасное в чёрную дыру. И получается реальный, не религиозный, земной, ощутимый ад. А в ад не хочется никому, ведь так?