Тридцать девятая серия
И вот он наступил, это день – день отъезда в совхоз. Как специально, погода хмурилась с самого утра и оказалась совсем не летней – пасмурно и не жарко. На школьном дворе собрались пять классов – три девятых и
два восьмых, самые старшие в школе, так как десятиклассники уже сдали выпускные экзамены и покинули навсегда школьные стены. Но мы, уже десятиклассники, еще не поняли свершившегося и продолжали чувствовать себя обычными школьниками старшего класса. Уже потом, на следующий год, примерно в это же время в разгар выпускных экзаменов, я приду провожать в совхоз своего друга Вовку, вдруг ставшего десятиклассником и с особым чувством вспомню этот отъезд: из выпускников нас никто не пришел провожать … . Вообще , школьные воспоминания – сложная штука, ибо каждый учебный год особенный: для кого-то выпускной, для кого-то очередной, для кого-то предвыпускной, а для всех – десятый класс один-единственный!
После некоторых размышлений, просмотрев заново две пленки, отщелканные старенькой "Чайкой", решил все-таки показать снимки этой серии, несмотря на практически никакое качество (фокусировка сбилась у аппарата), - пусть кажется, что события тех давних лет покрылись "дымкой воспоминаний"
Вот в таком виде мы и притопали утром к школе, что бы отбыть в совхоз. Федя, Серега, Владимир и еще один Сергей
Девчонки тоже приготовились к предстоящим трудовым подвигам соответственно
Вскоре в школьный двор въехало несколько открытых грузовиков с установленными в кузовах скамейками, в которых нам предстояло прокатится с ветерком через весь город. Как не запечатлется на память, если есть такая возможность!
Команда на погрузку не заставила себя ждать и наша ученическая братия начала шустро занимать места в понравившемся грузовике
Расположившись в кузове рядом со своим постоянным соседом по парте Борисом, щелкнул пару кадров с места, захватив в поле зрения Лильку.
Припозднившаяся Галина Поспелова просит подружек подвинуться, что бы тоже поместится на скамейке.
В самом конце кузова, лицом ко всем нам расположились ребята из "В" класса
21 июня 1971 года.
Первый день в колхозе. Как только приехали и расположились по палатам, нас сразу же нас повели на работу. Убирали редиску. Поработали неплохо. Когда убирали, то кидались и землей, и редиской. Затем взлетевший вертолет (дело было недалеко от аэродрома) начал выкаблучиваться. Летя примерно на высоте 150-200 метров, он вдруг ни с того, ни с сего начал идти волной, как синосоида. Все на него глядели. Я его сфотал. Ночью к нам в палату рвались деревенские. Одного из них звали Гаврош. Нас чуть было не отколотили, но Санька Тарасов добазарился, что поговорим завтра, а пока мы вдались в политику и чуть было не побили Федьку. Что же будет завтра.
После примерно получасовой тряски в кузовах грузовиков мы дружно вывалились посредине новой своеобразной улицы из нескольких одноэтожных деревянных длинных летних домов, еще пахнувших свежей непросохшей краской.
Вокруг строений были отсыпаны песочные проходы, но к сожалению, не везде. Стояли лужи после прошедшего ночью дождика. Только сейчас я понял, почему несколько раз откладывался наш выезд в этот трудовой лагерь - да он просто еще строился!
Первый трудовой день - топаем на поле с редиской, увязая по щиколотку в щедрой сельской дороге!
Вертолет, который заставил нас бросить работу и глазеть в небо.
Собранные овощи надо было разложить по ящикам под строгим надзором преподавателей. В центре - наша Вера Ивановна.
Вечером был первый ужин. Столовая совхозная не могла вместить всех сразу, поэтому кушали в несколько смен. Дожидаемся своей очереди, пока счастливчики перед нами насытяься!
Свободное время настало. Девчонки ходят друг другу в гости в комнатушки.
22 июня 1971 года.
Сегодня мы пропалывали свеклу. Ну и муторная же это работа. Я так и не сделал бы свою норму, если бы мне не помог Матюхин. Как только закончил, сразу же пошел помогать Тане, но встал на таком расстоянии, что бы она меня не видела. Да. Сегодня никакой драки не было. Все кончилось тихо и мирно. Мальчишки поговорили с местными и заключили «пакт о ненападении». Наши парни тотчас пошли и «вырубили» Рыжего из 14 школы. Пока все тихо.
В летнем лагере мы оказались не одни, еще были ребята из 14 школы
Поле со свеклой находилось в нескольких километрах от нашего расположения, поэтому нас туда возили на грузовиках, тех самых, на которых нас привезли из города. Утренняя погрузка.
Расположились на сиденьях -Тарасов, Борис и два Сергея. Сейчас поедем.
Вот так первый раз пропалывали свеклу, вручную, так как тяпок еще не заготовили для нас внужном количестве. Ну как я не мог не сфотать свого дружка Вовку!
Работаем в поте лица своего, передвигаясь на корточках вдоль длиннющих, уходящих за горизонт, рядках ...
Борис Юрков, одной рукой щиплет сорняки, другой держит горбушку хлеба ... =))
Обратно едем тоже на грузовиках, наслаждаясь свежим воздухом, щебетом потиц и запахом навоза.
Татьяна, подружка Людмилы (в центре) тоже принимала участие в этой эпопее.
А вот и наше пристанище на краю поселка
24 июня 1971 года.
Сегодня четвертый день практики в совхозе. Когда мы пропалывали свеклу, то пошел изумительный ливень и мы все великолепно вымокли. Я ездил в город вместе с Вовкой. Заходил домой, а потом вернулся назад.
Посредине совхозных полей, в разгар работы, на нас обрушился мощный летний ливень. Через несколько минут мы все вымокли до нитки. Ждать машин было бессмысленно, продолжать работать - тем более. Побросав в общую кучу тяпки, мы группами по несколько человек быстрым шагом побрели в сторону поселка, скользя по раскисшей от водяных потоков сельской дороге.
Ругая на чем свет стоит совхозное начальство, не приславшее за нами транспорт, мы шлепали по грязи, поливаемые теплым летним дождичком.
25 июня. Утро. Солнце и тепло. Снова на работу. Транспорт подан и после завтрака мы уже привычно запрыгиваем в ставшие уже родными грузовики и занимаем там "свои" места. Вера Ивановна "воспитывает" Сергея Мартынова, моего одноклассника.
Бесконечные совхозные поля. И куда столько свеклы садить? Под лучами палящего солнца гнем спины на плантациях!
По несколько человек на один рядок - и вперед, к светлому будущему! И ничего, не стонали!
Юра Касьянов, Толик Палычев и Борис Капицын - на полях сражений за свеклу!
Перекур перед обедом. Хорошо посидеть, хоть и на солцепеке.
Рабочий день окончен - скоро ужин, а пока можно переодется и послонятся по лагерю. Борис, Сергей и Юра.
Валяемся в сое удовольствие на кроватях. Толик Палычев.
Слушаем магнитофон с блатными песнями. Сергей Мартынов.
В нашей палате тихо и пусто, все собрались у соседей, где можно поорать песни под гитару. Наслаждаюсь одиночеством.
26 июня 1971 года.
Я уже дома. Нас отпустили домой на 2 дня – субботу и воскресенье. Я проявил две пленки - №62 и 63. Обе заэкспонированы на «Чайке». Пленки вышли неплохо, правда много нерезких кадров. Сходил вместе с Вовкой в магазин и купил химикатов, две пленки, бумаги. Сейчас сижу и жду, когда они высохнут. Итак, сегодня я напечатал 16 фотографий. Поздно, поэтому я их не глянцую и оставляю эту работу на завтра
Утро 26 июня 1971 года. Нам сказали, что после завтрака нас отпустят домой. Кровати прибрали, вещи собрали.
Борис и Сергей обсуждают насущные проблемы, делясь шоколадкой!
В соседней палате - песни под гитару.
Наши девчонки спешат в столовую.
а наша очередь еще не подошла, ждемс!
Стоим в очереди.
Дана команда заходить!
Первый номер стенной лагерной газеты "Свекла"
27 июня 1971 года.
Итак, завтра в 8 часов – снова в совхозе. Как обратно не хочется ехать, даже страшно. Ничего не поделаешь, придется. Я попробовал сделать усилитель на транзисторе, но ничего не получилось. У меня была такая мысль – сделать подслушивающую аппаратуру у девчонок. Я уже подобрал микрофон, дело за проволкой и телефоном-наушниками. На этот раз я хочу взять с собой вместо «Чайки» свой «Зоркий». Думаю, что там его не стащат. Несколько минут назад я разделался с фотографиями, теперь они мирно усыхаются на стекле, 35 фот.