Панорамная фотография. Это всегда вызывает интерес, хотя бы по той причине, что не всегда получается этот тип съемки взять с наскока. Информации об этом виде съемки много, но системной информации мало. Я хочу привести ряд статей которые писал сам, как некоторую системную вытяжку из того что лежит в сети и собственного практического опыта.
Для затравки то, что позволит снимать сразу материал для сборки панорамных снимков, на совершенно любой тип камеры. На мастерклассах я демонстрирую съемку с рук на цифрокомпакт жены за 3,5 тыс рублей и свожу панорамы из 5-6 кадров за несколько минут.
Эффект параллакса.
Базовое правило, которое позволит качественно отснять и в дальнейшем легко собрать панорамный снимок это – вращение камеры, процессе съемки, вокруг нодальной точки. Нодальной точкой называется точка, находящаяся на оптической оси объектива, в которой пересекаются лучи света проходящие через объектив.
Для иллюстрации приведу схему 1.
Таким образом, если вы будете поворачивать камеру не вокруг нодальной точки, а вокруг любой другой оси вращения, вы столкнетесь с таким явлением как параллакс. Параллакс ( греч. «смена, чередование») — изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.
Ниже приведены два практических примера. В первом, я взял штатив с обычной головкой с тремя степенями свободы. По английский такие головки называются «3- way», но у нас в магазинах их часто называют «3-D ». Хочу обратить внимание что маркировка «3-D » обозначает три степени свободы самой головки и камеры на ней и не имеет ничего общего с «3-D » съемкой.
Пример 1. Вращение камеры вокруг оси штативного гнезда при стандартной штативной головке
В этом примере отлично как проявляется эффект параллакса . Два снимка сделаны, не меняя положение штатива и положение аккумуляторов, я только повернул камеру вокруг оси крепления её к штативной головке, с перекрытием снимков 30%. При перемещении камеры в горизонтальной плоскости – кадр 1 и 2 можно хорошо увидеть, как изменилось межосевое расстояние между аккумуляторами что и иллюстрирует эффект параллакса
На кадре 3 – изображение из рабочего окна программы сборщика панорам Autopano GIGA2 . Обратите внимание, что программа определила эти аккумуляторы, как предметы с некоторой динамикой. Т.е. они не статитичны (возможно движутся?) и при этом их нужно как то обработать. Согласно зашитому в программе алгоритму, возможно (считает программа), что их следует исключить из композиции.
На кадре 4 результат обработки эффекта параллакса . Мы видим вместо 4х аккумуляторов – три, а заодно такой неприятный эффект, как «порванную» текстуру стола под ними. Такие разрывы (текстуры, элементов интерьера и т.д. еще называют артефактами) Текстура поверхностей это ещё не самый неприятный сюрприз. Как вариант, в случае с интерьерной съемкой, это могут быть жалюзи, предметы лепнины, плинтуса или текстура обоев. И если эти «артефакты» умножить на 30 пар кадров вашей сферической панорамы, то объем работы по ретушированию снимков стремится к часам или даже суткам работы.
Пример 2. Вращение камеры вокруг нодальной точки. (специализированная панорамная головка)
В этом примере очень хорошо видно, что межосевое расстояние аккумуляторов осталось неизменным. Т.е. эффекта параллакса не наблюдается. В итоге мы получили «чистую» сборку панорамного снимка в программе и результат, который нас вполне удовлетворяет. Подобная работа по сборки панорамы происходит практически в автоматическом режиме.
Теория «компоновки пиццы»
Для того чтобы достаточно легко усвоить эти моменты я решил придумать какую-то простую, наглядную картинку. Будучи по профессии ресторатором, я взял достаточно известный продукт и сделал такие вот наглядные карточки:
Пример 3. Вращение камеры вокруг оси при стандартной штативной головке
Пример 4. Вращение камеры вокруг нодальной точки. (специализированная панорамная головка)