http://cid-6560e24c6aeac8a2.skydrive.live.com/albums.aspx
Обычный Остановить мгновенье, чтоб рассказать о веке
print/Версиядляпечатиprint/Отправитьстатьюдругуmailto:www.vdvsn.ru@gmail.com
Заметки с фотовыставки, или похвальное слово летописцам истории
Век уходил, и такой выставки не могло не быть, тем более в Северодвинске,
с его давними традициями в художественной фотографии.
Но, если строго следовать ее заданной теме - «Творческая фотография ушедшего века»,
- задача ставилась, на мой взгляд, невообразимо трудная: с учетом возраста «Сиверко»
- старейшего фотоклуба - предстояло отобразить почти сорок лет жизни города и страны,
исследованной через видоискатель фотокамеры.
сть то, что удалось, есть и то, что не может претендовать на удачу,
но разговор сегодня не о достоинствах и просчетах экспозиции,
которая несколько месяцев размещалась на втором этаже ЦкиОМ.
Увиденное здесь располагает и к другим размышлениям, а также и к воспоминаниям.
Время творческого духа и поиска
Фотоклуб «Сиверко» - один из старейших творческих коллективов Северодвинска.
Появился он еще в 1961-м, при клубе имени Горького. И появился он не случайно - в
Союзе тогда наблюдался настоящий бум любительской фотографии.
Выскажу свое предположение историка: широкое распространение любительского фото
в стране той поры стало одним из проявлений «хрущевской оттепели».
После нескольких десятилетий, когда на человека с фотоаппаратом обычно смотрели
с большим подозрением, теперь со стороны государства желание людей
«остановить мгновение бытия» подкреплялось достаточно серьезно,
отечественная промышленность производила аппараты, которые и сейчас
высоко ценятся за рубежом, особенно славилась наша ленинградская оптика.
Пленка, к слову, называлась она «изопан-мз» или «изопанхром»,
стоила в прямом смысле копейки, и даже школьнику приобрести ее было вполне по карману.
Хотя, стоит оговориться, если иметь в виду профессиональный уровень,
то и тогда фотография выливалась в занятие дорогостоящее.
И вот это массовое увлечение не могло не объединить людей, которые первыми поняли,
что фотография способна не только бесстрастно запечатлеть, но и выразить их собственные мысли.
Демократическое начало в работе клуба было заложено изначально:
сами из числа своих товарищей выбирали худсовет, сами отдавали на откуп ему свои работы.
Первым председателем худсовета стал С.Сушков. На худсоветах, случалось,
крепко спорили, даже ругались и обижались, но от принципа отбирать работы на выставки
«по результатам голосования» не отказывались, и это, по признанию старейшин северодвинской
художественной фотографии Юрия Полыгалова и Владимира Цитко, в конечном итоге стимулировало
стремление участников клуба к высокому качеству работы.
К слову, о Юрии Полыгалове и Владимире Цитко можно рассказать чуть подробнее.
Любопытно, что оба этих мастера, достигшие профессиональных высот, в фотографию пришли случайно.
Юрию Михайловичу на 30-летие «Зоркий» подарила жена. Владимир Ильич работал токарем
в модельном цехе. Первый аппарат, а это был «Любитель», с набором некоторых
принадлежностей для занятий фото ему принес знакомый - хотел поблагодарить за искусно
выточенный карниз для штор. Быть может, их новое занятие так и осталось бы на уровне
семейного фото, если бы не Божий дар и внутренняя работа над собой.
Не сразу все получалось. Но старательно учились, в основном заочно: смотрели репродукции
популярных иллюстрированных изданий, выписывали «Советское фото» - журнал, который
для многих и стал главным учебником.
Потом стали организовывать семинары, первые поездки для обмена опытом.
Но главное, очень много работали - несколько часов
кряду проводили у фотоувеличителя, можно сказать, выстаивали первые успехи на ногах.
Своей «химии» не изобретали, но уже известные и рекомендованные рецептуры опробовали без счета.
Экспериментировали же в другом. В 1969-м из Прибалтики, она уже тогда была законодателем «фотомоды»,
пришли особые приемы художественной фотографии. В Северодвинске их тут же «разложили по полочкам»,
чтобы затем успешно применить, но уже на местном тематическом материале. Иными словами,
тот период мои собеседники в один голос определили как время творческого духа и поиска.
Медаль для закрытого города
Конец семидесятых - начало восьмидесятых стало временем признания.
Северодвинцы тогда отличились сразу на нескольких престижных конкурсах.
Фотохудожники «Сиверко» тесно сотрудничали с редакцией «Северного рабочего»,
и обо всех достижениях мастеров «Сиверко» мы, журналисты, узнавали первыми, а затем из газетных
полос узнавал уже и город. Самый большой успех выпал на долю Юрия Михайловича Полыгалова - его работа
удостоилась медали на международном конкурсе в Аргентине. Надо ли говорить о том, какой фурор это произвело?
Город-то для всего мира был «закрытым» и вдруг так неожиданно и красиво заявил о своих талантливых гражданах!
Для творческой интеллигенции Северодвинска это был настоящий прорыв.
Повторить его за всю историю нашего города удалось лишь однажды творческому
кинообъединению «Чайка» в конце 80-х.
Но главная заслуга «Сиверко» перед Северодвинском заключается все же не в значительном
количестве почетных побед и регалий, а в том, что дело его фотомастеров стало неотъемлемой
частью не только творческой, но и общественной жизни города.
Ни одно значимое событие или даже мероприятие не проходило без участия этих художников,
более того, они трудились над городской летописью и в будние дни.
И одно из ярких свидетельств тому - очерки, репортажи, сюжеты, а также
портреты современников, которые появлялись не только на пространствах вернисажей,
но и на страницах городской газеты.
Хорошо помню одухотворенные работы Николая Глушко и Галины Кривошеиной,
метко схваченные сюжеты Владимира Цитко, «лесные картинки» Дмитрия Седова,
морские портреты Эдуарда Петракова и особенно эмоциональные работы Юрия Полыгалова.
Редко приходилось видеть, чтобы так уважительно и бережно подходили фотохудожники
к изображению рабочего человека, как это делал Юрий Михайлович.
Для меня же это всегда было мерилом профессионализма.
Впрочем, этот особый взгляд и умение Полыгалова ощущались даже людьми,
очень далекими от творческих сфер. Помню дни, когда дымовая труба еще строящейся ТЭЦ-2
должна была вот-вот достигнуть конечной отметки 200 метров. Для города это было этапное событие,
и потому скрупулезно считали последние кубометры бетона, отправляемые наверх,
и оставшиеся смены и часы. И вот случилось так, что «эпохальный момент», который надлежало
«непременно запечатлеть», выпал на глухую ночь, - руководители города
тогда послали именно за Юрием Михайловичем. Так появилась его работа
«Трудовая победа» - сплав исторического и художественного фото,
имеющая для Северодвинска особую ценность.
Надо сказать, в то время звучали и другие имена одаренных коллег и товарищей Полыгалова:
Валентина Окулова, Рудольфа Иванова, Ивана Беляева, очень интеллигентного
мастера Юрия Максимова, большого экспериментатора Василия Попова и много других.
Потерянный эскиз времени
Все мы оставляем в этом мире след. Говорят, газетчики пишут черновик истории, а историки
пишут ее начисто. А что же тогда художники? Делают его эскиз? У фотохудожников есть
счастливая возможность не только бесстрастно зафиксировать, но как бы и самим остаться в
остановленном мгновении, ведь каждый из них, обладая индивидуальностью, привносит в общее полотно
времени не просто свой взгляд, но и свои личные ощущения.
Был такой фотограф Яков Лейцингер, увлеченный, умный человек, радевший за память о своем времени и
об Отечестве. Именно ему сегодня мы обязаны самыми первыми фотографическими изображениями
Архангельска, его улиц, набережных, зданий, рейдов, причалов. Работы Лейцингера,
именем которого, кстати, шесть лет назад было названо Архангельское фотографическое общество,
сегодня числятся в раритетах. Большинство же его работ, как, впрочем,
и фотографий более молодых его коллег, безвозвратно утрачены.
Всякий раз на выставках наших фотохудожников я почему-то вспоминаю об этом,
и меня не покидает тревожная мысль о том, что и этот представленный для обозрения «эскиз времени»
может бесследно исчезнуть. Выставка заканчивается, и работы возвращаются к авторам.
Хотя лучшие из них вполне могли бы стать интеллектуальным и творческим багажом города.
В Прибалтике, например, для такой цели существует специальный Музей фотографии с соответствующими
фондами и запасниками. Но нам до Прибалтики, очевидно, недосягаемо далеко.
Одно время часть работ северодвинских фотохудожников пытались сохранить в самом клубе «Сиверко».
Не знаю, чем так сильно помешал этот старейший творческий коллектив руководству
Дворца культуры имени Ленинского комсомола, но несколько лет назад фотоклубу, мягко говоря,
«предложили съехать с квартиры»...
В истории, в том числе и нашего города, уже было немало случаев, когда по нерадению чиновников,
а то и по собственному бездумью, мы лишались дорогого наследия, которое могли бы оставить потомкам.
Но эти уроки, видно, не идут впрок, и вопрос о сохранении лучших фоторабот - свидетельств нашей
истории - так и остается открытым.
«Сиверко» существует и сегодня, но скорее как объединение, клуб по интересам.
Осталась часть «старожилов», есть и новички, но о былой популярности середины 80-х годов,
когда в коллективе занимались до 40 человек, сегодня нет и речи. Своей «территории», как мы уже говорили,
у клуба нет, и это катастрофически затрудняет общение художников. Выручают ягринские коллеги из клуба «Свет»,
имеющие свое помещение. К слову, то, что выставка «Творческая фотография ушедшего века» все же состоялась,
она во многом обязана ягринским мастерам.
Век «мыльниц» и услуг от «Kodak»
Мы должны благодарить век девятнадцатый за открытие такого технического чуда, как фотография.
Веку двадцатому мы обязаны появлением уже искусства фотографии. Любопытно, как обойдется с ним
век наступивший? Признаться, довелось слышать разное, и о скорой гибели художественной фотографии тоже...
Сегодня она и в самом деле переживает кризис, точнее - объективно тяжелый период.
Хорошая аппаратура, приличная оптика заброшена на дальние полки кладовок. Обыватель теперь предпочитает снимать
«мыльницами», внешне красивыми и примитивными в обращении азиатскими поделками.
Хотя они не способны дать снимку такое же качество, как, скажем, рядовой советский «Зенит» или «Киев»,
но зато здесь не надо думать. К тому же в отделах «Кodak» вам конвейерным образом проявят пленку
и распечатают фотоснимки, - только плати. Что и говорить, удобно. Но искусством здесь, как говорится, и не пахнет.
Самую простую и образную трактовку понятия «искусство фотографии» мне предложили в Норвегии.
В одном из специализированных магазинчиков, где я приобрел черно-белую фотопленку, продавец-консультант
вежливо осведомился, не занимаюсь ли я художественной фотографией? Вопрос показался мне несколько странным,
однако норвежец пояснил: в Западной Европе фотохудожники, как правило, не работают с «цветными материалами».
Здесь бытует стойкое убеждение, что отобразить, скажем, природу при современных средствах и технологиях
цветного фотопроцесса не так уж и сложно, а вот передать ее естественное состояние, настроение и даже многоцветье
на черно-белом отпечатке дано далеко не каждому.
Так мне дали понять, что фотохудожники - это особая категория творческих, мыслящих людей. Тогда же я понял,
что все разговоры о гибели фотографии как искусства лишены смысла.
Потому что всегда остается хорошая живопись, хороший театр, хорошее кино, хорошая фотография,
как остается все то, что заставляет нас чувствовать, переживать и мыслить. Выставка «Творческая фотография
ушедшего века» может быть свидетельством тому.
Олег ХИМАНЫЧ