Вам хотелось когда-нибудь побывать на атомной станции, например, внутри охлаждающей башни? У меня такого желания не возникало. Никогда. Но предоставилась возможность, и возникла необходимость. Возможность-в виде каникул у детей, необходимость-надо было провожать племянника с аэропорта как раз возле той АЭС, о которой я и решила вам рассказать. Более того, поездка была организована для детей, которые просто сходили с ума от желания туда поехать. Вы думаете, я окончательно рехнулась? Ещё не совсем. Нет, речь не пойдёт (к счастью) о Чернобыле или о Фокушиме, и даже не о действующей или действовавшей когда либо АЭС, но о крупнейшей и самое главное, самой дорогостоящей АЭС-руине Германии. Точнее, рассказ мой будет об одном из самых желанном парке развлечений Германии на территория ядерного реактора. А вот символом этой станции служит такая странная картинка:
Теперь чуть-чуть истории.(Постараюсь покороче, но краткость не относится к моим
достоинствам))).
На берегу Рейна, в очень красивом месте, недалеко от городка Калькар было задумано
в 1969 году построить атомную станцию нового типа. Здесь пара фотографий старинного городка и живописного берега Рейна:
Располагаться там должен был так называемый реактор SNR -300, работающий на быстрых нейтронах. На то время это была самая передовая технология. Отличался процесс от всех других реакторов тем, что должен был использоваться не Уран 235, а более часто встречающийся уран 238, который при распаде образовывал плутоний. А тот можно было использовать и дальше. Но в преимуществах лежали и недостатки. Во-первых: такой реактор было намного тяжелее контролировать. Во-вторых, продавая плутоний дальше, Германия делала возможным доступ к ядерному оружию тем странам, которые раньше его не имели, ведь именно плутоний, а не уран используется для создания атомных боеголовок. Ну а в третьих: для охлаждения такого реактора использовался жидкий натрий, весьма ядовитое и к тому же при соединении с водой взрывоопасное вещество.
Строительство
началось в 1972 году, но противостояние проекту началось ещё раньше. К тому же
в 1976 году был уволен шеф фирмы Интератом (подрядчика строительства) Клаус
Траубе, проработавший в атомной индустрии более 20 лет. И уволен он был из-за
подозрения в передачи секретных документов противникам применения атомной
энергии. После увольнения Клаус Траубе вступил в открытую оппозициювсему
проекту. Проблема экологической безопасности всё больше беспокоила
общественность. И в 1977 году в Калькаре прошла первая крупная демонстрация с
участием более 40 000 человек. Участие
полиции при этой демонстрации считается самым большим в истории ФРГ.
После аварии на
американской атомной станции Три-Майл-Айленл противостояние усилилось ещё
больше и правительская комиссия решила заморозить проект на 4 года для
подробного рассмотрения всех аспектов безопасности. Стоимость проекта ворастала
катастрофически, если в 1969 году в смету закладывалось 500 мл.марок, то в 1972
году стоимость возросла уже до 1.7 миллиардов марок. В 1978 году после выборов
правительство нордрайнвестфалии уже официально продолжило анти-ядерный курс
предыдущего земельного правительства.
И всё таки в 1985 году строительство наконец было
закончено. Жидкий натриум циркулировал в охлаждающей системе и должен был
держаться в избежание затвердения в
тёплом состоянии. Уходила электроэнергия и уходили деньги налогоплательщиков, ведь
теперь на эксплуатационные издержки
ежегодно тратилось 105 млн марок. Но несмотря на сильное давление федерального правительства
Германии земельное правительство Нордрайн Вестфалии тянуло с разрешением
использования станции. Неофициально Земельным кабинетом было решено никогда не
допустить ввода станции в действие. К тому же было продумано, что привезение на
станцию радиактивных элементов приведёт к заражению територии и невозможности
последующего использования в других целях. Глава
правительства Раймут Иохимзен применил все возможные бюрократические средства,
чтобы достичь политического краха проекта. К тому же сами энергетические фирмы
были уже больше не заинтересованы в
данном виде АЭС. Чернобыльская
катастрофа подписала окончательный приговор, и министру науки Хайнц Ризенхубер
пришлось объявить 21 марта 1991 года о прекращении данного проекта. Таким
образом мега-проект Германии превратился в самую большую инвестиционную руину
Германии, обошедшуюся налогоплательщикам в 3,5 миллиарда евро.
Так как снесение здания потребовало бы дополнительных 75 миллионов уже евро, началась продажа оборудования, а продажа здания в 1995 была объявлена в газете. По существу, это было самое дорогое заброшенное строение в мире. На эти деньги можно было построить 20000 жилых домов, а полный размер всего комплекса был равен по площади 80 футбольным полям. Из бетона, залитого здесь, можно было построить шоссе от Амстердама до Маастриха, а электрическими проводами дважды опутать весь земной шар.
В конце концов всё предприятие, которое равняется 80 футбольным площадкам, купил голландский инвестор Хенни ван дер Мост за 2, 5 миллиона евро и превратил его в увеселительный парк Вундерланд Калькар. Там построен отель на 1000 мест
около 40 различных каруселей, американские горки, ну и прочее, прочее.
Надо сказать, что все увеселительные мероприятия замечательно подходят для детей до 12 лет, для тех, кто постарше, адренолиновырабатывающих горок не так и уж много, а за картинг надо платить отдельно.
Но зато что входит в стоимость билета, и привлекает туда ежегодно до 600 000 человек, это помес, мороженное и напитки. Вот и бегает детвора после каждой карусели к киоскам с этой едой. Всё очень вкусное и свежее, количество многочисленных Е честно указанны в списках, приколотых к киоскам, но в этот момент родители как- то машут на это рукой.
Самым интересным считается атракцион внутри охладительной башни. На стреле карусель поднимается на высоту, с которой видны на многие километры окрестности. К сожалению, с собой не разрешается брать ни сумок, ни фотоаппараты, да и кружится она достаточно быстро, даже середина, так что все высотные фотографии пришлось делать с колеса обозрения. Скажу честно, оставляет жутковатое ощущение, в первую очередь из-за серого цвета и очень гулкого эха, повторяющего громко и много раз слова, даже сказанные шёпотом.
А снаружи труба разрисована и переделана в для атракцион для «скалолазов», в её нижней внутренней части устроены каналы для лодочных прогулок.
Водяная горка тоже пользуется большим спросом, правда, потом все ходят насквозь мокрые. Зато сами брызги поднимаются грандиозные.
Сам бункер
ядерного реактора превращён в музей, но открыты для посещения лишь часть
помещений. Остальное здание с 2003 года для просмотра закрыто из-за
полуразрушенного состояния.
Пара весёлых фотографий на прощание.
А когда потом ехали домой, проезжали мимо другой атомной станции, и подумалось, что страх от каруселей и американских горок всё-таки лучше страха радиации от аварии на ядерном реакторе.