Волшебные легенды Борового
…Не могу спокойно слушать, когда экскурсовод, турист или даже учитель географии называет Боровое “казахстанской Швейцарией”. Наша природа: животные, флора, ландшафты - никогда не шла в сравнение с природой европейской, и уж тем более - швейцарской. Давно уже пора отойти от вредной привычки равняться на запад там, где это не нужно и не имеет смысла. Кокшетаускую жемчужину Боровое и Швейцарские Альпы объединяет лишь их суть - горы. Так пусть лучше швейцарцы называют свои изъезженные туристами горные склоны “швейцарским Казахстаном”. А почему нет? Я отнюдь не против швейцарцев. Я категорически против ярлыков типа “казахстанская Швейцария”, которым, кстати, и Баянаул иногда обозначают.
Окжетпес и Жумбактас
Раньше всякое диковинное явление природы у людей объяснялось мифами и легендами. И у каждого народа - своими.
По дороге от озера Щучье на Боровое мой знакомый педагог-организатор Республиканского Учебно-Оздоровительного Центра “Балдаурен” Арман Омаров рассказал несколько легенд, связанных с горными вершинами этих мест. В 18 веке здесь кочевал средний жуз казахов, которым управлял хан Абылай. Мы остановились у памятника правителю, который был установлен летом 2004 года чуть в стороне от дороги. Здесь находилась ставка хана. В таком окружённом горными кряжами и лесными массивами районе тактически очень удобно было держать оборону в частых боях за эту обетованную землю.
- Когда Абылай-хан, совершив набег на калмыков, вернулся с битвы, и его войска начали делить завоёванное, среди трофеев была обнаружена неописуемой красоты семнадцатилетняя девушка-калмычка. Каждый из воинов хотел взять её себе в жёны. Хан позволил красавице самой выбрать жениха. Но у неё на родине остался любимый человек, поэтому красавица не желала выходить замуж ни за одного из них. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: “Чья стрела попадёт в него, за того я и выйду замуж”. Но никто так и не попал: ни одна стрела просто не смогла достичь высоты, на которой стояла красавица. С тех пор скала, где, согласно этой легенде, стояла с платком в руках безымянная калмыцкая красавица, носит название Окжетпес - не долетит стрела. В отчаянии девушка бросилась со скалы. У подножия Окжетпеса находится озеро Боровое. И там, где в воду упала красавица, выросла удивительной формы скала Жумбактас - Скала-загадка. Если взглянуть на Жумбактас с голубого залива, то можно увидеть в нём девушку, если посмотреть с обратной стороны - страшную ведьму. Основание скалы вообще похоже на крокодила.
Скала (каменный остров) Жумбактас находится в западной части озера Аулиеколь (Боровое), в голубом заливе. Озеро Аулиеколь - одно из красивейших озер урочища. В своей поэме “Кокшетау” Сакен Сейфулин это озеро описывает так:
Вода в Бурабае прозрачнее рос,
А берег его добрым лесом оброс.
Вкруг озера стала густая стена
Из сосен высоких и стройных берез …
Вершину Окжетпес сегодня за внешнюю схожесть с животным называют ещё Слоником.
- С этим именем связана другая легенда, - продолжил Арман. – По-моему, у хана Абылая был любимый слоник. Слон - животное диковинное, поэтому, когда в очередной раз наступал враг, глава орды велел самому могучему из своих батыров спасать слона. И тогда силач поднял слоника вверх над собой и застыл в такой позе навеки. Это и есть гора Окжетпес, она же Слоник.
Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающими громадные матрацы и подушки, как в нашем Баянауле. Её высота от подножия до вершины составляет около 300 метров.
Уш-Кыз и Жеке-Батыр
С горой Окжетпес связано поразительно большое количество легенд. Знаменитый путешественник, исследователь Средней Азии Чокан Валиханов собрал 15. Согласно одной из них, у трех сестер Уш-кыз был единственный брат, батыр Жеке-батыр, который в битве защищал их от врагов. Но врагов было очень много, они плотной стеной окружили трех сестер и батыра. И чтобы не попасть в плен, три сестры и брат встали друг за другом стеной и окаменели, преградив тем самым доступ в родной край.
Арман указал рукой на цепь горных вершин Три Сестры (Уш-Кыз) - три скалы: большую, среднюю и малую. Все горы Борового фигурируют в легендах.
Кстати, от Ч. Валиханова нам достался очередной миф о том самом Жеке-батыре (одиноком батыре), который защищал трёх своих сестёр от джунгар.
…Жил был в бедном ауле батыр необыкновенной силы и большой мечты. Он был молод, песни пел, не знал заботы. Вырос - увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился. С востока и юга аул тревожили набеги джунгар, с запада - волжских калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи: дрались из за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды. Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на все рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче одарю сородича добром. Может тогда утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу, - думал он. Выковал он себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился за счастьем на край света. В пути батыр встретил чужих воинов; каждый из них в одиночку шел добывать счастье для своего рода, что лежало за вражеским кордоном, под охраной несметной рати. Один из тех батыров уговаривал остальных, мол, не надо ходить за счастьем в одиночку, за счастьем надо идти всем вместе. Будто дорога к счастью трудна, и, чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, попутчик-жолдас. Но каждый воин думал только о себе, о своем счастье. Помолчали они и разъехались. Каждый пошел своей дорогой. Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился батыр с врагами, но они взяли его количеством. Враги как саранча насели на него, ослеп и оглох могучий батыр. И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, побежденный воин упал посреди степи и окаменел, уснув вечным сном. Лежит камнем одинокий батыр Жеке-батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. А в сердце народном осталось горе, горькое как полынь.
В той же поэме “Кокшетау” Сакен Сейфуллин упоминает и о Жеке-батыре:
Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов.
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта Жеке-батыр.
Туристы увозят с собой фотографии на фоне горы, похожей на спящего батыра. Мой попутчик Арман Омаров так и называл её – Спящий батыр. Многие камни и скалы Борового в награду за причудливость очертаний назвали когда-то местные жители этими именами. Но легенды не всегда вымысел. Акылбаевский перевал, например, назван так в память о местном проводнике по имени Акылбай.
Бурабай
С того места, где стоит памятник Абылай-хану, видны и другие интересные вершины. Например, гора Бурабай. Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец верблюд Бура. Он был могучим, вещим и бессмертным, быстроногим как тулпар. Бура любил гулять, пастись у подножия Кокше, утолять жажду холодной озерной водой. Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война - надвигались на родную землю, Бура преображался. Он птицей взлетал над Кокше и трубил. В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест, разбегались звери. Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились к бою с врагом. Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая надменный Касым-хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна. Бура взвыл от боли, и упал на передние ноги. Жестокому Касым-хану были отрадны предсмертные муки верблюда: он, смеясь, вонзал одну ядовитую стрелу за другой в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд завыл настолько громко и гневно, что народ услышал его и теперь. Люди поняли вещий глас: скоро наступит конец ханскому роду Абылая. Кровь и слезы Буры сливались в один ручеек и стекали в помрачневшее разбуженное горем озеро. Трубя и стеная, он полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касым-хан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. Бура не дополз до живой воды, превратился в камень и стал горой.
И вся эта красота окружает в прямом смысле легендарное озеро Боровое, или Аулиеколь. Площадь озера – 900 га, максимальная глубина - 4,6 метра, средняя глубина - 2,7 метров. Берега озера очень красивы, живописны. Горы и сопки, покрытые хвойным лесом, причудливые скалы - все это надолго остаётся в памяти даже много видевшего путешественника. Вдоль северного побережья проходит дорога, соединяющая озёра Аулиеколь и Айнаколь (Большое Чебачье). Её еще называют малой байкальской дорогой, потому что озеро Айнаколь за внешнее сходство с бурятским “аналогом” называют Малым Байкалом. Строили эту дорогу в 1915 году военнопленные австро-венгерской армии по проекту Барышевцева.
В окрестностях Борового
Рядом с поселком Боровое находится одноимённый санаторий. Санаторий был основан в 1925 году как дом отдыха на 100 мест. В феврале 1971 года санаторий “Боровое” был передан в состав САВО (среднеазиатского военного округа).
Окрестности санатория Боровое - великолепное место для пешеходных прогулок. Один из маршрутов ведет к березовой роще. Её берёзы уникальны тем, что их стволы изогнуты,будто в танце. Их ласково называют “танцующими”.
Расположена роща в устье речки Громотухи. Речка соединяет озера Аулиеколь и Айнаколь. На когда-то многоводной Громотухе построил первую мельницу казак Зубов. Так здесь образовался хутор. Из него вырос нынешний поселок Боровое. Его население составляет около 7 тысяч человек. Промышленности тут нет, поэтому трудоспособная часть населения занята в основном обслуживанием здравниц, работает в Боровском лесоохотничьем хозяйстве.
Ни в одном охотничьем хозяйстве Казахстана не проводится столько работы по заселению угодий новыми видами животных, как в Боровом. Руководить заповедником “Золотой бор” стал бывший партийный работник Николай Терентьевич Черепанов. Под его руководством началась большая работа по охране и накоплению природных богатств Борового. В 1960 году приступили к созданию музея природы. В настоящее время музей является структурной единицей Природно-оздоровительного лесного комплекса (ПОЛК) “Бурабай” (помните легенду о верблюде Буре?). В музее имеется зооуголок, где сравнительно привольно живут семья благородных оленей, косуль, архаров, зайцев, белок. Есть лебеди. Музей природы включает 4 зала. В первом экспонируются полевая и степная дичь Бурабая, во втором - водоплавающие луговые и болотные представители. Среди них - 32 вида водоплавающих и 19 видов луговых птиц. В третьем зале представлены обзорный макет лесоохотничьего хозяйства, болезни древесно-кустарниковой растительности и минералы. В четвертом зале - дикие звери, обитающие на территории ПОЛК “Бурабай”.
…В Казахстане лишь одно Боровое, один Баянаул, одна Джунгария, один Балхаш, один Каспий. Всего этого и кое-чего другого – к сожалению, только по одному экземпляру. Поэтому животный мир, природа Борового требуют большого внимания и очень нежного обращения. А легендам и сказкам Аулиеколя – ещё одному ценному сокровищу Казахстана – за мудрость и красоту следует сказать отдельное человеческое спасибо.
Бессмертием многих нравственных ценностей мы обязаны именно волшебным легендам Борового.
Александр Вервекин,
озеро Боровое,
Акмолинская обл.