Макрорежим появляется в тот момент, когда ваш объектив оказывается
способен передать на «плоскость фотматериала» изображение втрое большей
площади, нежели сам размер кадра. Т.е. для кадра 24х36мм это 72х108мм.
Всё, что крупнее – и до масштаба 10:1 (т.е. съёмочная площадь –
2,4х3,6мм) – это Макро.
Чтобы оторваться от возможной путаницы в названиях Макро и Микро – сначала закроем тему о Микро.
Большие увеличения (15:1 – 3000:1) назваются «Микро» и получаются при
использовании специальной техники. Настоящая микро-фотография - это две
группы работ:
- съёмка микроскопными объективами, установленными через
микроадаптерное кольцо на фотографические меха или удлинительные
макрокольца или
- работа с фотомикроскопом и микрообъективами на стандартных
микроскопных креплениях для получения сверх-разрешений и
сверх-увеличений. Как правило применяются в биологии, лабораторной
геологии и металлургии, в фотолитографии и полиграфии. Уникальная
особенность – «темнопольная» съёмка, когда свет подаётся к объекту
через объектив или через встроенные в оправу объектива зеркала.
Кроме того, существовали у Nikon-a и Olympus-a особые
фотолитографические и полиграфические объективы-монстры от 20 до 180мм
с разрешениями до 1000 пар лин/мм.
Ими изображение у м е н ь ш а л о с ь для изготовления компьютерных
плат и микротекстов. Но фотографы быстренько нашли им «альтернативное»,
художественно-прикладное применение.
http://homepage2.nifty.com/akiyanroom/redbook-e/index.html.
Ныне «Micro» - фирменное наименование макрообъективов Nikkor компании
Nikon, доставшееся по наследству от фотолитографических «Гигантов».
Стандартный макрообъектив (50-70мм) изначально был
среднедиапазонным полтинником с малым минимальным расстоянием
фокусировки. Постепенное внедрение перевёрнутой схемы, плавающих
элементов и 10-15%-ой прибавки фокусного расстояния сформировали
современную группу стандартной макрооптики.
Длиннофокусный макрообъектив (90-150мм) наиболее употребим, т.к. для получения того же масштаба нет нужды подбираться к объекту на пугающе малое расстояние.
Длиннофокусные специальные макрообъективы так же нередко строят по
перевернутой схеме. Это тот случай, когда внедрение современных
технологий (оптической стабилизации и скоростной фокусировки с
групповым динамическим слежением) действительно полезны.
Недавно появившийся объектив Nikon AF-S N VR Micro Nikkor 105/2.8G ED является средоточием всех мечт фотографов – только вот диафрагменного
кольца на нём уже нет и это лимитирует его использование на
механических камерах прежних лет. Но на них не работали бы стабилизатор
и высокоскоростное слежение за быстродвижущимся объектом.
Макротелеобъективы (180-200мм), как правило, можно использовать
для решения не только макрозадач. Эти дорогие, сложные и тяжёлые
оптические системы – к тому же ещё и очень редки. Их оптическое
разрешение – рекордное в обычной фотографии – до 450 л/мм.
Для точного наведения тяжёлым макрообъективом на резкость по
необходимой точке используются однолинейные и 2d-позиционеры с
микросдвигом, перемещающие на штативной головке всю съёмочную систему.
Обеспечение правильного освещения берёт на себя система из модульных
софт-боксов, в которых идёт съёмка и осветителей. Свет могут подавать
импульсные кольцевые или «многоглазые» вспышки или светодиодные
кольцевые осветители. Известны 2-3 объектива, в оправу которых, вокруг
оптической системы, были встроены импульсные источники – все такие
конструкции применялись в стоматологии и дерматологии.
Среди зумов известны буквально два-три - действительно правильно работающих в макро-режиме.
Зум в макро имеет большой плюс - при недвижимом положении
фокуса, точные границы кадра двигаются кольцом ПФ. У остальных зумов
при макро- проблемы даже не складываются, а умножаются друг на друга.
…Не каждый объектив способен адекватно работать в макро-режиме. Даже
если на корпусе красуется «цветочек» или надпись «макро», а конструкция
оправы позволяет выдвинуть оптические элементы настолько, что резкое
изображение получается на расстоянии до объекта в 30см.
ПРАВИЛО макросъёмки:
для получения увеличения 1:1 объектив в 50мм нужно выдвинуть
от камеры к объекту на те же 50мм.
Цифры можно заменять – обе сразу, и масштаб останется тем же. Выдвижение достигается установкой набора макро-колец, меха или геликоидного тубуса.
Расстояние от передней линзы до объекта резко уменьшится. При попытке
выдвинуть 20мм-й объектив на 20мм мы вынуждены будем, в лучшем случае,
наклеить листик или муравьишку прямо на переднюю линзу…
Но это – не последняя проблема.
Резко усилится светорассеяние при выдвижении объектива, упадёт
контраст, резкость перестанет ловиться даже вручную, а про автофокус
придётся забыть совсем. Точность замера экспозиции сенсорами камеры
упадёт в десяток раз. В зависимости от оптической схемы объектива могут
появиться области с резкими дисбалансами яркостей.
Многие фотографы вспомнят макролинзу в качестве
альтернативы макрокольцам. Но она даёт неравномерную резкость по полю
кадра, искажает цвета и виньетирует изображение. Решающие и эти задачи
ахроматические или апохроматические многолинзовые макронасадки
увесисты, очень дороги и ещё более – редки. А масштаб? Получим чуть
крупнее 1:1, но - на любом типе объектива.
На малых расстояниях до объекта происходит серия оптических
казусов неприятного свойства. Фокусное расстояние перестает
соответствать указанному на оправе номиналу и нелинейно меняется при
работе шкалой фокусировки.
Это частично объясняет причину необходимости фокусировки корпусом
фотографа; - вторая причина в несовершенстве неспециализированных
фокусировочных систем. У настоящего, специализированного
макрообъектива, кольцо наводки на резкость способно и на 720 градусов
поворачиваться, позволяя поймать в резкость 3-й или 5-й волосок на
чьем-то носу. Современные AF-объективы дошли до того, что диапазон
вращения фокусировочного кольца оправы от бесконечности до минимального
расстояния может составлять всего 30 град. - Это ради скорости
фокусировки, точность же будет обеспечивать электроника по
собственному, програмному разумению.
На минимальном расстоянии и при максимальном увеличении
не-макро-объектив работает в неестественных для себя условиях: в норме
перед передней линзой расстояние до объекта исчисляется метрами и
десятками метров. А расстояние от задней линзы до плоскости
"фотоматериала" (рабочий отрезок) - несколько десятков миллиметров. В
макро-режиме расстояние от передней линзы до объекта зачастую
оказывается меньше рабочего отрезка. Появляются цветоискажения,
дисбалансы яркостей и контраста.
Выход известен в классической фотографии очень давно - перевернуть
объектив. Хвостовиком - к лесу задом, к камере передом. Оптическая
коллизия вместе со всеми недостатками исчезнет. Собственно,
стандартного диапазона макрообъективы так и строят, по перевёрнутой
схеме.
Можно повернуть и 24мм объектив – получим от 2:1 до 1:0,8 в зависимости
от положения шкалы расстояний. Но объективы-перевёртышы должны иметь
ручное управление диафрагмой и, желательно, ручную фокусировку.
Впрочем, существуют адаптеры NovoFlex: пара тонких макро колец,
соединённых витым кабелем, по которому передаётся на контакты
управляющий сигнал с камеры на объектив – перевёрнутый или выдвинутый
на мехе. Раньше существовали адаптеры для двойного тросика, нажимавшие
на диафрагменный рычаг в оправе объектива. Даже не знаю, что из них
более редкое…
Уникален объектив Sigma 24/1.8 EX DG ASPHERICAL MACRO, способный (при относительно высоком качестве) с 18см снимать объект размером 65х95мм.
(взято с сайта http://www.converse.ru/)