Портрет
портретный объектив зафиксировался в изначальной истории фотографии как цейсовские 85мм.
Считаем - 2 диагонали кадра. Со светосилой F:1.4 такой объектив есть у многих производителей в гамме (и все они – замечательные), а вот 85/1.2 встречается только у Carl Zeiss (Planar 85/1.2 AE/MM) и Canon (- со времён серии FD). У Canon есть ещё Canon EF 50/1.2 L USM,
который на кроп-камерах так же превращается в 85мм… Характер -
романтический портрет с некоторым оттенком стервозности (у Canon -
вызывает агрессивную творческую рефлексию).
По тому же пути пошёл и Pentax - новый smc DA 55/1.4 SDM есть переработка «под кропнутую цифру» знаменитого Pentax smc FA 85/1.4 (IF).
Чем выше относительное отверстие - тем сложнее работать, выше
светорассеивание, размыв фона (бокЕ -яп. термин), чётче
"отрыв" объекта
от фона. Объективы 85/1,8 – 85/2,0 много более популярны и менее
пафосны, разницу в качестве результата ощутит только специалист, а
затраты (да и физический размер) много меньше.
Некоторые производители органически не принимали цейсовского стандарта:
у Leica и Olympus OM портретными служат 80 и 90мм -е объективы
соответственно, а у Pentax современной портретной классикой является SMC FA 77/1.8 Limited.
Примечание 1: "Светосила" объектива характеризуется его
относительным отверстием, которое индицируется значением максимально
открытой диафрагмы.
ПРАВИЛО рассчёта относительного отверстия: (не работает на широкоугольных и зум-объективах!)
фокусное расстояние объектива разделить на диаметр передней линзы - получим зачение F:D.
Пример: объектив с фокусным расстоянием F=50мм имеет диаметр передней линзы 20мм - его светосила F:2,5 или 50/2,5.
Проблема в том, что F может быть приближённым (до +/- 10%F), а диаметр
передней линзы может быть "не ведущим" параметром при рассчёте - т.е.
правило не всеобще... На зумах оно вообще почти не работает! - Только
для ориентации.
Максимальное относительное отверстие играет роль только при портретной
съёмке (и то прикрывать приходится "на щелчок-полтора" или при работе в
"Availible/Unavailible light" - при наихудших, предельно-возможных условиях. Широкоугольник чаще
всего работает на оптимальном значении (т.е. обеспечивающем лучшее
изображение) диафрагмы или более закрытом для достижения максимальной
глубины резкости, зачастую - гиперфокальной.
Макро-объектив в работе вообще "закрыт" чуть не до упора - и то глубина резкости может составлять 0,05мм!...
...Позже добавилось разнообразия: официальные портреты расцеловывающегося ПБ ЦК КПСС Мусаэльян снимал 105мм-м объективом едва ли не в приказном порядке: так геометрических искажений меньше. Считаем – это 2.5 диагонали кадра. Славу одного из лучших портретных объективов современности - Nikon Ai-S Nikkor 105/2.5 сегодня продолжает Nikon AF-Nikkor 105/2D DC. Объектив Canon EF 100/2 USM один из наиболее скоростных портретных объективов современной фотографии. И даже Калейнар 5Н 100/2.8 - весьма неплох (после хорошей профилактики!).
3 диагонали кадра - 120-125мм редко используются как портретные, но результаты безвременно снятого с производства Voigtlander APO-Lantar SL 125/2.5 Macro заставляют считать его не только гениальным макрообъективом, но и великолепным портретником.
3,5 диагонали - 135мм, цейсовский портретно-репортажный стандарт.
Как правило, для романтичного портрета не подходит - изначально репортажный, жесткий и контрастный рисунок. Однако, Nikon Ai-s Nikkor 135/2 или Canon EF 135/2 L USM способны на очень многое. А Sony оснащена сегодня уникальными Carl Zeiss Sonnar T* SAL 135/1.8 ZA и минольтовским SAL 135/2.8 [T4.5] STF – удивительное наследство!
Наконец - 200мм: 5 диагоналей кадра. Применяются как для
репортажного, так и для романтического портрета при котором важно
сохранить настроение, атмосферу и личное пространство объекта. У
некоторых производителей «200мм» - это жестко фиксированное
макро-значение (Nikon, Pentax), в этих случаях «портретники»
передвигаются на 180мм. Ах, какие это 180мм! Потрясающие универсалы
экстра класса!
Исключением, принадлежащим к этой группе, можно считать некоторые "крайние значения" и специальные случаи: их 3.
Первое и наиболее массовое - "портретный полтинник": хоть и не должно, а существует. В этом случае речь идет о светосиле 2 и более, вплоть до 1,2.
Качественный портретник стандартного диапазона (43-60) - штучная вещь. Суперклассика – это Nikon Ai-s Nikkor NOKT 58/1,2, Leica SUMMILUX-M 50/1.4 ASPH, Leica Summicron-R 50/2.
Из современных очень неплохие – Nikon Ai-s Nikkor 50/1.2 и Nikon AF-Nikkor 50/1.8D.
Второе исключение - использование явных широкоугольников в
портретной съёмке. Существ определённые объективы от 24 до 40мм,
рисующие без искажений и позволяющие думающему фотографу активно
управлять художественными особенностями изображения.
Pentax SMC FA 31/1.8 AL [ED] Limited, SMC FA 24/2 AL [IF], SMC FA 35/2 AL;
Canon EF 24/1.4 L USM, EF 35/1.4 L USM и EF 28/1.8 USM;
Nikon AF-Nikkor 28/1.4D, Ai-s Nikkor 24/2, 24/2.8, 28/2, 28/2.8, 35/2 и 35/2,8
– все они для кого-то могут оказаться замечательными инструментами портретной (!) работы.
3-е исключение - длиннофокусные портретники и использование
макрообъективов с портретными светофильтрами, смягчающими изображение в
нужной степени.
Смягчение, в данном случае, равносильно управляемому ухудшению
изображения – это рискованная операция, для которой полезно иметь точку
отсчёта. Работа с 300-800мм объективом – великолепный путь для создания
для портрета дистанционного, романтического или официального, с 5-8м от
объекта. Не нарушая личного пространства.
Собственно смягчающие объективы - в разделе специальной оптики.
Важно отметить особенность профессиональных зумов диапазона 70-200мм:
в относительно короткофокусном диапазоне 70-110мм и на относительно
длиннофокусном - 180-200мм характер изображения мягкий,
малоконтрастный, а в середине (110-180мм) - резкий с жестким
контрастом. Подобный фокус существует и у некоторых макрообъективов: на
расстоянии менее 1-1,5м изображение соответствует специальной задаче, в
портретной зоне в 2-3м - значительно смягчается, а в ландшафтном
диапазоне (от 15м до бесконечности) вновь станов резким и контрастным.
Таковые особенности характерны, в большей степени, для современных
объективов, разработанных методами компьютерного расчета и
моделирования.
И это - редкость: у Sigma AF 120-300/2.8 EX IF HSM APO и NIKON AF-S VR 200-400/4G IF-ED изображение не изменяет художественных особенностей во всем диапазоне фокусировки и расстояний.
(взято с сайта http://www.converse.ru)