Телеобъективы делятся на три группы по фокусным расстояниям:
1. Длиннофокусные
- от 1.5-2 диагоналей кадра, от 70мм до 200.
2. Собственно телеобъективы
- от 200 до 500мм.
Но тут вмешивается фактор конструкции: линзовый 500мм – ещё телеобъектив,
а катадиоптрический/зеркально-линзовый МС Рубинар 300/4,5 – супертеле: из-за конструктивных особенностей.
3. Супертелеобъектив
- более 500мм любой конструкции.
Максимум - это уже скорее результат творчества масс: геодезический или
астрономческий телескоп, на который через адаптер посажен фотоаппарат.
Максимум -?: - в цифровой фотографии возможно получение и 14 тыс. мм...
Длиннофокусный или телеобъектив позволяют работать с рук, но телеобъективу в большинстве случаев необходима серьёзная опора.
Среднесветосильные 300/4 и низкосветосильные 400/5.6
уже просятся на монопод.
Только лучшие стабилизированные образцы при правильном, "оружейном"
хвате не доставляют неудобств. Как правило, они оснащены вращающейся
вокруг корпуса «крепёжной ногой».
Наиболее габаритные - имеют не привинчивающийся фильтр, а вкладной на
специальном держателе. А самые тяжёлые (как и супер-широкоугольники)
имеют внутри достаточно объёмного корпуса поворотные турели с набором
сменных фильтров!
ПРАВИЛО резкости:
резкость изображения будет обеспечена в том случае, когда выдержка численно не меньше фокусного расстояния.
Т.е. 400мм телеобъективом мы обеспечим резкость на 1/400 доле секунды.
Реально - на 1/500. Стабилизация изображения расширит диапазон на 3-4
ступени, как обещают Производители. Т.е. Вместо 1/400 реально снимать
на «стабилизированных» 1/125-1/60. С правильным хватом - 1/30.
Стабилизаторы изображения имеют разную конструкцию и программную
алгоритмику: некоторые не эффективны и даже вредны при работе на
штативе!
ПРАВИЛО стоимости штатива:
- стоимость штатива должна составлять 10% стоимости той системы,
которую ему предстоит удержать. Полезно добавить ещё 10% запаса по
нагрузке. - Иначе трудно гарантировать не только стабильность, но и
сохранность системы.
Всё то же самое можно сказать и о стоимости фильтра относительно стоимости того объектива, который Вы собираетесь им защитить!
Ключевую роль в обеспечении стабильности будет играть не вес объектива,
а угол его поля зрения и размер площади кадра. Чем меньше угол, тем
сложнее обеспечить неподвижность - даже найти объект съемки сложно без
дополнительного гида-прицела; чем больше площадь кадра, тем труднее
погасить вибрации... Вот где выигрывают цифровые камеры со
стабилизацией и маленькой, "кропнутой" матрицей.
ПРАВИЛО размерно-фокусного соотношения:
50мм объектив с 5 м рисует 2-м-й объект по короткой стороне кадра. Т.е. Баскетболист в рост на фоне здания - поместится.
Поясной портрет – это примерно 1 метр высоты объекта, а «фото на
документ» - примерно полметра. Значит и расстояние до объекта будет
вдвое и вчетверо меньше.
35мм будет рисовать 2м человека целиком с 3,5м.
500мм - с 50м.
2500мм - с 250м. А "грудной портрет" в метр высотой - с половины того расстояния: со 125м.
При "цифровых" 14 тысячах мм возможно крупно снять документ на листе А4
(25см высоты) с 175 метров. Это вам не охота с карабином...
Понадобится сверхтяжёлый штатив с соответствующей штативной головкой и
дополнительный гидирующий объектив – иначе просто не найти объект и не
навести резкость.
Зеркально-линзовые (катадиоптрические) объективы были разработаны
несколькими Великими Оптиками для астрономических задач. Дмитрий
Дмитриевич Максутов в России, в 50-х гг. ХХ века, создал компактную и
технологичную схему МТО, применимую и для «большой» астрономии, и для
любительской фотографии.
Оптическая схема сложена втрое с помощью зеркал, диафрагма - фиксированная и редко когда может дополнительно уменьшаться:
обычно – F:8 – F:11. Единственная автофокусная зеркально-линзовая
разработка - минольтовская, в большинстве др. случаев сенсорам мешает
характерное для катадиоптрики центральное затемненное пятно: всё
вручную.
Использование в качестве супертелеобъективов зеркально-линзовых
телескопов усложняется их низкой светосилой и несопрягаемостью - все
только вручную! Понадобится комплект «для наземных наблюдений» с
Т-адаптером, снимать придется с астроштатива с компьютерной
монтировкой...
Зато качество изображения телескопов со схемой Шмидт-Ричи-Кретьен -
великолепно! Мешает только непрозрачность атмосферы с тепловыми
потоками… А светосилу можно повысить - в астро-оптике помимо
телеконвертеров (линзы Барлоу, удваивают-утраивают фокусное расстояние
и во столько же понижают светосилу), существуют и редукторы фокуса.
Т.о., телескоп с 7000мм и F:11.5 после 3-кратного редуктора выдаст
параметры супертелеобъектива: 2333/3.8. Вес подобной системы – от 80 до
350 кг, а стоимость может превысить 2 миллиона рублей.
Для уменьшения размеров и веса телеобъективов применяются технологии дифракционной и фазовой оптики. В первом случае (Canon DO)
от двух до пяти тяжёлых линзовых компонентов заменяются одним «слоёным
пирогом» тонких и лёгких линз с линзами Френеля. Во втором – внутри
линзы за счёт верного распределения фазовых слоёв внедрённых веществ
создаётся псевдо-мульти-линзовый модуль, заменяющий собой несколько
компонентов оптической системы. Возможный выигрыш - до половины длины и
трети веса!
(взято с сайта http://www.converse.ru)