Специальные объективы
Если быть дотошным, то и сверхширокоугольные «Рыбьи Глаза», и
макрообъективы, и зеркально-линзовые длиннофокусники относятся к группе
специальных объективов.
Но обычно в эту группу относят совсем уж специализированную оптику:
Наклонно-сдвиговые или перспективные объективы:
- часто их называют так, как читают: «Тилт-анд-Щифт». Попытка вернуть
малоформатной камере возможности павильонной, с мехом, обеспечивающим
наклоны, подвижки и повороты объектива и плоскости изображения.
Результат – выровненные искажения при архитектурной съёмке, небывалые
глубины резкости и распределение плоскости резкости при натюрморте или
репродукции. Таких объективов три у компании Canon и один – у Nikon/ Canon TS-E 24/3.5 L специализирован на архитектурной и макросъёмке, TS-E 45/2.8 – для репродукционных задач, TS-E 90/2.8 –
портретно-объектный и макро 1:2. Отсутствие символа L у последних двух – не означает их меньшего качества.
Nikon PC-Nikkor 85/2.8D Micro подобен TS-E 90, но много более «молод», а потому – ещё более функционален и качественен.
Оптика с вмонтированным центральным затвором:
- позволяет работать со вспышками (с любым типом синхронизации) на всех скоростях встроенного затвора.
«Пинхол»: наследство камеры-обскура, с микро-отверстием вместо объектива.
«Монокль»: объектив с одной (как правило) монокулярной линзой,
образующей уникальной художественной ценности изображение. Наиболее
совершенный современный вариант одного из древнейших и наиболее
классических софт-моноклей - Dremagon 90/4. Крепление к
современным камерам – через Т2-адаптер. Смягчение на 4 ступени
встроенной и дополнительными вкладными перфорированными
диафрагмами-рассеивателями.
«Lens Baby»: появившееся в 2000 году сочетание
наклонно-сдвигового и монокулярного объектива с полностью ручным
управлением. Диафрагма – вкладная круглая, а не ирисовая.
Смягчающие - Софт: специальные объективы с управляемым смягчением изображения, как правило - длиннофокусные.
Наиболее сложны системы Nikon и Minolta.
a) Nikon DC, Defocus Control - контроль расфокусировки, позволяет управлять размывом
переднего/заднего плана вне зависимости от установленного значения
диафрагмы.
Используется в божественном Nikon AF-Nikkor 105/2D DC и
в не самом худшем Nikon AF-Nikkor 135/2D DC. Дефокусировка управляется дополнительным шкальным кольцом фокусировки, не зависящим от системы автофокуса.
б) Minolta STF, Smooth Trans Focus использует аподизационный элемент (градуированный дифракционный
центрофильтр), меняющий интенсивность дифракционной светимости точки. В
нём пара независимых диафрагм и фокусируется такой объектив
Minolta AF 135/2.8 [T4.5] STF (MF)/Sony SAL135F28 вручную, а значение аподизационного размыва светящихся объектов на
заднем плане меняется бесступенчато диафрагменным кольцом с индексом
"Т" в диапазоне Т4,5-Т6,7.
в) Простая и эффективная система использовалась в Canon EF 135/2,8 Soft focus:
сдвиг линзового компонента не зависит ни от фокусировки, ни от
диафрагменного значения и равносилен применению трёх последовательно
усиливающих степень размытия всего изображения софт-фильтров. При этом
резкость - сохраняется.
г) В объективах Pentax SMC FA Soft 28/2.8 AL и Pentax SMC FA Soft85/2,8 максимальный уровень смягчения соответствовал максимально-открытой
диафрагме. Объективы, задиафрагмированные до 8 не отличаются от других
по резкости. Но в диапазоне 2,8-5,6 уровень смягчения всего поля
изображения много выше, нежели у обычных объективов.
Макрообъективы (особые):
– медицинские, с вмонтированными кольцевыми вспышками;
- заменяющие мех: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro создан для замены отсутствующего в системе макромеха, работает в
пределах диапазона масштабов 1:1-1:5, для другой съёмки не применим;
Объективы для съёмки в ультрафиолете:
Такой объектив, собственно, был один, выпускался малосерийно, но его оптическая схема воплощалась и в
Hasselblad UV-Sonnar C 105/4.3, и в Nikon Ai UV-Nikkor 105/4.5 Micro.
Они позволяли фотографировать в УФ-диапазоне от 200 до 350nm, которй
обычное стекло не пропускает и искажает. Возможно – разработка японской
компании Topkon, специализировавшейся на подобных уникумах.
Цифровые объективы
- совместимости «плёночной» оптики с цифровой фотоаппаратурой на
практике не оказалось. Об этом предупреждали маститые профи задолго, но
им отвечали "Вы устарели и ничего не понимаете в новых технологиях".
Выяснилось, что: не устарели: ныне большинство производителей строят
специализированные объективы под цифру.
Особенно заметен недостаток резкости в широкоугольном диапазоне.
Объективы для цифровой техники должны рисовать абсолютно соответствующую плоскости матрицы плоскость изображения.
Плёнка имела толщину (пусть минимальную), в которую укладывалась допустимая кривизна поля изображения… У матрицы кривизны НЕТ.
При тестах на камере Epson RD-1s выяснилось, от чего старые, 20-50-х гг объективы на современных
цифровых камерах показывают результаты одного уровня с современными,
специально под цифру разработанными. А вот оптика 1975-2000гг на
"цифре" создаёт изображение нерезкое.
Сегодня объектив рассчитывает "в плоскость" компьютер, а ТОГДА – руками
считали, причём бескомпромиссно, на уровне "допустимого и возможного".
Начало применения расчетных программ оптимизировало затраты, допуска и
себестоимость разработки на уровне "необходимого и достаточного".
Сегодня только несколько серьёзных цифровых зеркалок обладают
системой микроюстировки плоскости резкости установленного объектива:
недавно их было 2, теперь - пять. На остальных использование
«старых-добрых» и «чужих» объективов весьма проблематично. Кривая
распределения точек резкости зум-объектива в пространстве плоскости
изображения/матрицы оказывается трёхмерна и крива, ибо зависит от
сочетания трёх величин:
расстояния до объекта-положения кольца фокусировки-положения кольца зуммирования.
Плюс малое влияние фактора глубины резкости. Фактически, для цифровой
техники со сменной оптикой, необходимо ввести новое понятие "глубины
зоны фокусировки"...
У цифровых объективов для цифрозеркалок с кроп-матрицей (меньшего, чем
24х36мм размера), в силу необходимости их адаптации к уменьшенному
размеру кадра, уменьшен и рабочий отрезок.
Canon EF-s и Olympus Zuiko Digital Е на обычную AF-камеру не установить вовсе.
Nikon AF-s DX, Pentax DA и Minolta AF DT /Sony DT - Zeiss ZA можно «воткнуть» в обычные камеры с соответствующими байонетами, но
смысл...: они адаптированы на полуторный кроп и виньетирование будет
гигантским...
Многие производители быстро провели модернизацию оптической линейки, выпустив объективы с «римской двойкой»:
Canon EF 14/2.8 L II USM или выпустили адаптированные для работы «в плоскость» обновлённые варианты:
Nikon AF-S VR Nikkor 70-300/4.5-5.6G IF-ED. Кое-что попутно
улучшили, кое-что – упростили, к сожалению. Использование таких,
«полнокадровых», объективов на плёнке или на камерах с матрицей 24х36мм
ничем не ограничивается.
Зум-объективы
ОПФ – объективы с переменным фокусным расстоянием делятся на четыре
группы: широкоугольные, стандартные, телезумы и гиперзумы. Задача –
облегчить фото-кофр и сделать работу фотографа более оперативной и
комфортной: один варио-объектив может заменить до пяти обычных (при
цене двух). Но за всё приходится чем-то платить.
Кроме того, выделяется профессиональная подгруппа. С неё и начнём: весьма частый вопрос - что лучше чего?
Как правило, профессиональный фикс-фокал лучше любительского фикс-фокала так же, как про-зум лучше любительского собрата.
Любительский зум уступает в качестве и любительскому, и профессиональному фикс-фокалам.
Профессиональный ОПФ часто не хуже, а иногда - лучше не только любительского, но и профессионального монофокусного объектива.
Косвенный показатель качества – диапазон зуммирования: чем он
умереннее, тем выше качество оптической системы. Исключения только
подтверждают правило.
Ширкоугольный зум-объектив
Охватывает больший или меньший диапазон в широкоугольной зоне, иногда
заползая и на портретную часть. Новый рывок их развития произошёл при
появлении «кропнутых» цифрозеркалок. Венец творения - Nikon AF-S N Nikkor 14-28/2.8G ED.
Стандартный зум-объектив
Диапазон зуммирования проходит через стандартные фокусные расстояния.
Часто используются как стандартные, комплектующие камеру при продаже.
Кратность зуммирования – от 2 до 5 крат. Неизменяемая светосила 2 или
2,8 почти автоматически переводит стандартный зум в профессиональную
группу.
Теле-зум
Наиболее качественные имеют постоянную светосилу (не ниже 4) и 3-5
кратный диапазон зуммирования. Встречаются и более «длинные» ОПФ, но их
есть смысл вынести в группу гиперзумов. В теле-зумах необходима система
стабилизации изображения, им более всех остальных требуются скоростные
системы фокусировки и пыле-влагозащита для работы в сложных условиях.
Гиперзум
- это ОПФ с колоссальными диапазонами зуммирования, у некоторых
видеокамер они достигли 35 крат! У цифровых камер с жёстко-встроенной
оптикой – 18 крат. У сменной оптики – до14крат!
Чтобы гиперзум обеспечил качество изображения, его многочисленные
оптические элементы и группы должны двигаться в сверх-точном и и
сверх-прочном конструктиве. Светосила гиперзума невелика как правило и
любое желание получить светосилу 4 (хотя бы!) приводит к колоссальному
весу подобной оптической системы. Надёжный профессиональный, с защитой
и стабилизацией, гиперзум весит почти 2 кг при немалых размерах: Canon EF 28-300/4.5-5.6 L is USM.
Попытки уменьшить габариты связаны с изготовлением линз из облегчённого
оптического пластика и оптических смол, конструктива – из карбона и
пластмассы и приводят к снижению светосилы и качества изображения… -Об
надёжности говорить не приходится: подобные гиперзумы не могут служить
долговременным вложением средств.
Зачастую на гиперзумах испытывают современнейшие решения – как в случае новейшего электромагнитного стабилизатора
в Tamron VC AF 28-300/3.5-6.3 XR Di. Массовость выпуска при невысокой себестоимости позволяют всестронне испытать новинку.
Тем не менее, среди них встречаются весьма надёжные качественные, относительно «долго-живущие» образцы,
например Nikon AF-S DX Nikkor 18-200/3.5-5,6G ED. Кроп-объектив
Tamron AF 18-250 /3.5-6.3 Di II LD Aspherical (IF) Macro при
почти 14-кратном диапазоне (27-375) оказался достаточно хорош для того,
чтобы лицензионно производиться под именами Pentax и Sony.
(взято с сайта http://www.converse.ru)