Какой бы совершенной камерой ни обладал фотограф, какой бы мощный компьютер он ни использовал для обработки файлов в Photoshop — все это ни в коей мере не может служить залогом его успеха, потому что в фотографии, как и в любом другом виде искусства, важнее всего именно творческая составляющая, а не техническое оснащение. Поэтому именно творческому подходу к съемке самых обычных сюжетов мы и решили посвятить наш очередной мастер-класс. Мы надеемся, что наши читатели смогут найти в нем и источник вдохновения, и решение некоторых наиболее распространенных проблем, с которыми обычно сталкиваются начинающие фотографы.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Несколько рекомендаций, которые непременно стоит опробовать на практике.
Фотографы находятся в постоянном творческом поиске, пытаясь освоить новые способы выражения своих идей и замыслов и отточить мастерство до совершенства. Одни вдохновляются на создание шедевров, глядя на работы мастеров, другим надо досконально изучить теорию, прежде чем попробовать что-то новое. В этом мастер-классе мы рассмотрим лишь несколько идей, которые помогут вам в начале творческого пути.
ПЕРЕКЛЮЧИТЕСЬ В РУЧНОЙ РЕЖИМ
Не стоит всегда полагаться на автоматику камеры — ей незнакомо творчество, она умеет делать только стандартные снимки. Переключитесь в ручной режим и попробуйте, например, съемку в высоком или низком ключе.
ИЩИТЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ РАКУРСЫ
Экспериментируйте с композицией. Тем, кто делает первые шаги в фотографии, конечно, необходимо освоить правило золотого сечения, но не стоит принимать его как догму — учитесь творчески нарушать правила.
ЗАБУДЬТЕ ПРО ШТАТИВ
Мы всегда рекомендовали для серьезной работы использовать штатив. Но иногда, отправляясь на фотопрогулку, вы можете оставить его дома. Как только точка съемки выбрана и штатив установлен, двигаться с места уже не хочется. Без штатива проще перемещаться и искать необычные ракурсы.
ОГРАНИЧЬТЕ СЕБЯ… Полезно бывает взять на съемку только один объектив, например штатный зум, и попробовать получить с его помощью максимально разнообразные кадры. Это будет хорошей тренировкой ваших творческих способностей.
...ИЛИ КУПИТЕ НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Если у вас еще нет длиннофокусного или сверх широкоугольного объектива, стоит пополнить свой арсенал. Во-первых, вам откроются новые возможности, а во-вторых, вы чаще будете выбираться на съемки, чтобы испытать обновки в деле.
КАДРИРОВАНИЕ
При кадрировании в процессе компьютерной обработки фотографий можно как придерживаться стандартного соотношения сторон, так и экспериментировать с квадратным или даже панорамным форматом. Отсекая лишнее, мы делаем акцент на том, что в снимке важнее всего. Кроме того, подбирая оптимальный формат для снимков, фотограф тренирует свои навыки построения композиции, которые в будущем ему всегда пригодятся при съемке.
ДИНАМИКА В ФОТОГРАФИИ
Такой простой, но эффективный прием, как съемка на длинной выдержке, позволяет получить впечатляющие фотографии, подчеркивающие движение в кадре за счет смазанности объектов и характерных шлейфов вдоль их траекторий.
Несмотря на то что в большинстве случаев мы стремимся
получить резкие снимки, намеренное размытие части или даже всего
изображения может дать более интересный и динамичный кадр.Проще всего
добиться нужного эффекта, если перевести камеру в режим приоритета
выдержки — ведь именно ее длительность определяет степень смазанности
объектов на фотографии. В этом режиме камера автоматически выберет
значение диафрагмы, обеспечивающее правильную экспозицию. Длительность
выдержки, необходимой для акцентирования движения в кадре, будет
варьироваться в зависимости от скорости и направления движения объекта
съемки, а также от расстояния до него и освещенности.
Если свет очень яркий, у вас может не получиться подобрать
достаточно длительную выдержку: даже при максимально закрытой диафрагме
кадр окажется переэкспонированным, о чем будет предупреждать индикация
на ЖК-дисплее камеры. Что же делать? Для начала установите минимальное
значение светочувствительности. Если не поможет и это — воспользуйтесь
плотным нейтральным или поляризационным фильтром. Эти два вида фильтров
ослабляют поток света, проходящий через объектив, что позволяет снимать
на длинных выдержках без риска переэкспонировать кадр.Нейтральные
фильтры выпускаются разной оптической плотности. А если вы решите
использовать несколько фильтров одновременно, есть шанс значительно
увеличить выдержку — порой результат получается несколько неожиданным,
но в то же время очень эффектным.
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДЕРЖКОЙ
Эта серия снимков реки Этив в шотландской долине Глен-Ку наглядно
иллюстрирует, какой эффект дает съемка быстро текущей воды на
длительной выдержке. Фотографии сделаны камерой Canon EOS 20D с
объективом 17–40 мм. Камера была установлена на штативе, чтобы все
элементы изображения, кроме реки, получились резко. Контраст резких и
размытых объектов смотрится очень впечатляюще, но такой эффект требует
тщательного исполнения. Всегда фиксируйте камеру на штативе. Если в
кадр попадает небо, установите на объектив нейтральный градиентный
фильтр, чтобы из-за длительной выдержки оно не получилось белесым.
Снимая движущиеся объекты, вы должны помнить о том, что композиция
меняется с каждым снимком — делайте больше фотографий, чтобы не
упустить удачные моменты!
Первый кадр в нашей серии был сделан с выдержкой 1/20 с при диафрагме f/4. Как видите, в пасмурную погоду можно работать с относительно длинной выдержкой даже при широко открытой диафрагме Чтобы увеличить выдержку на одну ступень и при этом правильно экспонировать кадр, диафрагму надо прикрыть пропорционально: для выдержки 1/10 с устанавливаем диафрагму f/8 Для выдержки 1/6 с диафрагма должна быть f/11. Помните о том, что на снимках, сделанных с длинной выдержкой, движущиеся облака будут размытыми, и учитывайте это при построении композиции
СЕКРЕТЫ КОМПОЗИЦИИ. ЗАПОЛНЯЕМ КАДР
Не стоит нажимать на кнопку спуска затвора, едва глянув в видоискатель фотоаппарата. Кадр слева был снят с помощью объектива Tamron 28–300 мм в широкоугольном положении — и оказался очень скучным, „случайным“. Второй кадр был сделан на фокусном расстоянии 300 мм, а сюжет для съемки был выбран таким образом, чтобы в кадр попали как стоящие, так и идущие люди, что придало динамику всей композиции. Съемка велась на длинной выдержке — 1.6 с при диафрагме f/16. Посмотрите, насколько отличается результат! Снимок великолепно передает суету и суматоху, присущие таким большим скоплениям людей, а диагонали ограждений и перил помогают вести взгляд зрителя по снимку.
Выдержка 0.3 с, диафрагма f/16: степень размытости водного потока значительно повысилась и теперь стремительность его движения передается сильнее
Выдержка 0.6 с, диафрагма f/22. При съемке на длинных выдержках весьма важен момент начала экспонирования кадра: на этом снимке очень удачно вышел поток на переднем плане, который буквально затягивает зрителя в кадр Выдержка 0.8 с, диафрагма f/22. Не всем нравится эффект „молочной“ реки. На предыдущем снимке движение водного потока передается вполне удачно и при этом он не становится настолько матово-однородным, как в данном случае
АКСЕССУАРЫ: ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР
Убирая блики и повышая контрастность изображения, поляризационные фильтры позволяют подчеркнуть отдельные объекты на снимке. Классический пример: пейзажные снимки, сделанные с поляризационным фильтром, привлекают внимание насыщенно синим небом и яркими белыми облаками на его фоне. Кстати, яркостью облаков можно управлять — поворачивая фильтр, вы можете усилить или ослабить его влияние.
На этом снимке, сделанном без фильтра, контраст между объектами переднего плана очень невелик. Камень в нижней части композиции вышел слишком темным и отвлекает на себя внимание, в результате чего взгляд зрителя мечется между передним и задним планами.
Поляризационный фильтр понизил яркость переднего плана — отражение стало более четким, передний и задний планы лучше отделены друг от друга, а камень становится точкой, от которой выстраивается композиция.
Еще один прием, создающий эффект движения и искривления пространства, заключается в зумировании объектива в процессе экспонирования кадра. Наиболее впечатляющие снимки получаются, когда в кадр попадает множество ярких точечных объектов или, как в этом случае, — когда освещение очень контрастно. При помощи зумирования очень легко получить креативные снимки, но не стоит чрезмерно увлекаться этим приемом — в противном случае ваши альбомы начнут пестрить множеством непонятных однотипных снимков.
Практическое исполнение этого приема достаточно простое: надо установить длинную выдержку и повернуть кольцо зумирования сразу после нажатия на кнопку спуска затвора. „Взрывной“ эффект достигается за счет того, что фокусное расстояние объектива меняется непосредственно во время экспонирования кадра.
При зумировании с рук рекомендуется выбирать выдержки в диапазоне от 1/30 до 1/5 секунды. Лучше всего для этого приема подходят объективы с фокусным расстоянием 18–55 мм. Объективы с фокусным расстоянием, превышающим 70 мм, дадут слишком интенсивный эффект. Если вы не ставите перед собой цель запечатлеть какой-то строго определенный момент, переведите камеру в режим серийной съемки и, удерживая нажатой кнопку спуска затвора, непрерывно вращайте кольцо зумирования в одну и в другую сторону. Для достижения оптимальных результатов используйте центровзвешенный экспозамер, а фокусировка пусть существляется в автоматическом режиме. Поместите интересный объект в центр композиции, сфокусируйтесь на нем и старайтесь, чтобы в процессе съемки он не „гулял“ по полю кадра — это позволит передать его максимально резко, что значительно усилит визуальный акцент и привлечет внимание зрителей. В режиме синхронизации со вспышкой на длинных выдержках людей запросто можно снимать без штатива. При этом можно даже намеренно перемещать камеру в процессе экспонирования кадра или же использовать прием зумирования. Приведенный выше снимок был сделан на выдержке около 4 секунд.
Приемом зумирования во время съемки можно пользоваться и при съемке с рук, однако результат не всегда будет предсказуемый.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Вместо того чтобы использовать вспышку на полную мощность с целью „заморозить“ движущийся объект, переведите камеру в режим синхронизации по второй шторке, когда вспышка срабатывает непосредственно перед закрытием затвора. Вы не всегда сможете предугадать, что именно получится на снимке, но это и неплохо: такой прием открывает мир совершенно иных фотографий, на которых резкие объекты соседствуют с размытыми силуэтами.
УПРАВЛЕНИЕ ГЛУБИНОЙ РЕЗКОСТИ
Поэкспериментируйте с различными значениями диафрагмы,чтобы получить выразительные и запоминающиеся снимки
Правильно заданное значение диафрагмы и правильно выбранная точка фокусировки позволяют оптимальным образом расставить акценты на снимке и выделить его главные элементы.
Диафрагма влияет на глубину резко изображаемого пространства — область, в пределах которой все объекты получаются на снимке резкими. Разумеется, точка фокусировки находится внутри этой области. Когда важна большая глубина резкости, например в пейзажах или при макросъемке, старайтесь максимально сильно прикрыть диафрагму.
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДЕРЖКОЙ
РАЗНЫЕ ПЛАНЫ