Основы фотокомпозиции. Правило третей. Композиция – это правила расположения сюжетно важных элементов фотографии в определённом порядке согласно законам восприятия изображения человеком.
Эти правила пришли в фотографию от художников, это то, что объединяет фото и живопись. Если целью фотографирования является получение эмоционально сильного снимка, то композиция является одним из важных факторов, влияющих на эмоции будущего зрителя. Гармоничное расположение объектов является залогом возникновения эмоций и как следствие достижения того или иного эффекта. Необходимо помнить, что правила – это не догма, но для того, чтобы их нарушать, надо как минимум их знать. Обычно, с опытом приходит подсознательное чувство равновесия, и вы снимаете не задумываясь, строите композицию подсознательно, используете все элементы, влияющие на конечный результат, на гармонию в кадре. Одним
из правил в композиции является правило третей. Оно очень похоже на золотое сечение. Не вдаваясь в формулы, упростим для наглядности. Что означает это правило?
Рассмотрим следующий снимок:
Правило третей гласит, что главный объект и объекты, являющиеся сопутствующими должны располагаться как можно ближе к точкам пересечения линий разделяющих фото на три равные части по горизонтали и вертикали. Это вызвано психологией восприятия изображений нашим глазом. Бегая по изображению и рассматривая детали, он хочет удобства. А удобство – это порядок, баланс, гармония… Фото должно прочитываться просто. Одним из способов создания совершенной композиции является мысленное представление объектов независимо от их реального вида. В виде куба, шара, линии т.д. Тогда их проще расположить в определенном порядке.
Вот еще пример, на следующем фото:
Очевидно, что глаз по фото бегает в определенном порядке. И это благодаря линиям, которые, будучи замкнутыми, заставляют глаза двигаться в определенном порядке. Как бы по кругу.
Первое, что мы видим – это дом. Это происходит по причине его размеров и его необычности наших представлений о доме. Затем мы обращаем внимание на стоящего человека и его взгляд. Разглядывая лицо селянина, нам хочется посмотреть, куда он смотрит. Следующее движение наших глаз по направлению взгляда приводит нас к краю снимка. Мы видим, что человек смотрит за пределы фото, но кастрюля и ящики возвращают нас в рамки изображения, и по линиям столбов мы возвращаемся к дому. Теперь мы рассматриваем детали. Почему дом развален, почему грязь, почему у человека на лице печаль, почему безысходность? Эти «почему», заставляют думать, размышлять, прогнозировать ситуацию, развивать её. Фотография передаёт атмосферу стихийного бедствия и горя простых людей. Это целый роман, написанный фотографическим языком. Наводнение в с. Колмацуй, в 1997 году заставило многих задуматься о влиянии окружающей среды на нас, о временности бытия, о помощи нуждающимся и своём месте в этой помощи и многом другом.
Очевидно, что главным в фотографии является её смысл. Поэтому человек изучающий фото будет занят поиском этого смысла. Отсюда и задача: фотограф просто обязан видеть этот смысл в первую очередь. И вот тут-то начинаются первые трудности. У художника всегда есть время для осмысления картины, для тщательного продумывания деталей изображения. Писатель думает над каждым словом - он знает, где добавить, где убрать для достижения максимальных связей между словами и фразами. У фотографа поиск смысла фотографии занимает считанные минуты или, даже, секунды. Находясь на событии, видя ситуацию в развитии, он должен в доли секунд скомпоновать кадр, выделить главное, отсечь лишнее и сделать тот кадр, который расскажет об этом событии максимально достоверно. Порядок в хаосе – так или почти так говорил Ансел Адамс – фотограф, придумавший зонную систему. Хаос и порядок – это два взаимоисключающих понятия. Порядок читается легче. Правила, учитывающие психологию восприятия, помогают донести до зрителя идею снимка. Акцент фотографа – это эмоции, переданные графически.
Мы говорили о том, что все самые сильные события происходят на границе. Границе события. Если рассматривать событие в своём развитии то фотограф должен найти тот единственный кадр, который сможет с максимальной достоверностью передать это событие. Очень часто, я замечал, лучшие снимки бывают в начале или конце события. В это время необходимо быть особо бдительным.
Вернёмся к композиции. Графическое изображение формирует направление взгляда и, как следствие, направление мыслей, развитие представлений о событии. Это инструмент в руках (или глазах) фотографа. Использование правил (могут быть исключения), помогает в реализации идей. Это при условии, что идеи есть и их хочется донести. Определив смысл, ищите формы, которые помогут этот смысл донести. Кроме правила третей существуют другие правила.