Постараюсь описать процесс просто, не вдаваясь в ненужные для практического применения подробности.
«Баланс
белого» – общеупотребительное название способа сделать на фотографии
белое – белым. Т.е. безо всяких оттенков. Если то, что должно быть на
самом деле белым станет белым, то и остальные цвета станут такими, как
они должны быть. Теоретически всё равно (в данном случае) – белое,
серое или чёрное. Главное, чтоб стало без цветовых оттенков.
Настройка баланса белого при съёмке в формате RAW. В любое время после съёмки.
Как это делается? Да проще некуда!
Не
обращая внимания на установки в камере для баланса белого, в каждых
конкретных условиях освещения первый или любой другой, но обязательно
хоть один кадр делаете так, чтоб в него попала серая карта.
Если переходите в другие условия освещения – опять снимите серую карту.
И
уже после съёмки, открыв в компьютере кадр, где вы сняли серую карту,
надо «ткнуть» пипеткой с панели инструментов в изображение серой карты.
Всё. Баланс белого для всей серии кадров в этих условиях освещения настроен.
Теперь немного подробнее.
RAW
– если это слово читать по-английси, то по-русски произносится как
«Ро», «Рав» в этом случае звучит и не по-русски, и не по-английски.
Дословный перевод означает: «Сырой Формат». Или «Формат – сырец». Лучше
уж по-английски – RAW.
Снимайте в RAW («Ро» - помните?), если у вас
камера позволяет это делать. Файл в формате RAW занимает на карте
памяти больше места, чем JPEG, но карточки памяти становятся всё более
ёмкими, цена их постоянно снижается и не надо на этом экономить –
получаемое качество снимка стоит этих затрат.
Снимайте в RAW – этот
формат даёт вам наилучшее качество и огромный диапазон последующих
настроек для вашего снимка – очень простых, наглядных и очень
эффективных.
В частности - для настройки баланса белого.
Настройки
(в том числе и пакетные) можно делать уже ПОСЛЕ съёмки! Пакетная
обработка - это когда настраиваешь один кадр и применяешь (двумя
нажатиями кнопки мыши) данные настройки ко всем кадрам (сколько бы их
не было), сделанным в этих же условиях съёмки.
Наиболее просто
добиться баланса белого, если при съёмке в формате RAW, использовать
перед съёмкой (или во время съёмки) серую карту.
Серой картой
обычно называют картонную, но это может быть и тканевая, "пластину"
серого цвета (идеально серого цвета, т.е. в равной степени
сине-зелёно-красной, другими словами – безо всяких цветовых оттенков).
В продаже имеются разные серые карты - дорогая стоит долларов 50,
дешёвая, но такая же по "серости" - долларов 5.
Мне кажутся наиболее удобными либо самоклеющиеся "серые кружки", либо сворачивающаяся карта.
Серые кружки – диметром 15, 20 или 25 мм можно закрепить прямо на объекте съёмки.
Сворачивающаяся
серая карта - саморасправляющаяся и самонатягивающаяся, из специальной
ткани, не страдающая от сминания и влаги - Lastolite Easy Balance http://www.lastolite.com/ezybalance.php.
Вполне достаточно самой маленькой из имеющихся, 30 см в диаметре. В
свёрнутом состоянии – это плоский диск сантиметров 10 в диаметре.
(Китайские "аналоги" – не берите, они никуда не годятся по цветовой
характеристике). Благодаря пружинному каркасу она при освобождении из
чехла сама распрямляется.
Не столь практичная, особенно в «полевых» условиях, но также превосходная по качеству серого - картонная карта Kodak.
На
самом деле теоретически всё равно – использовать для этих целей серое,
белое или чёрное. Но белое можно при съёмке сильно пересветить и там
уже не будет видно никаких цветовых оттенков (камера была «ослеплена»
слишком ярким светом от белого), чёрное – можно недосветить и цветовых
оттенков опять не будет (камера была «ослеплена» слишком тёмным светом
от чёрного). А для установки баланса белого нам нужна информация именно
о цветовых оттенках! Поэтому – съёмка серого в данном случае –
надёжнее. (Понятно, что и серое можно сделать и слишком ярким, т.е.
белым, и слишком тёмным, т.е. чёрным, но я надеюсь, что хотя бы
примерно вы сумеете определить экспозицию, а в таком случае именно
серое не сможет перейти ни в белое, ни в чёрное)
В процессе
съёмки в конкретных условиях освещения, сделайте снимок вашей серой
карты. Располагать её лучше у объекта съёмки, а идеально - прямо на
объекте (липкие серые кружкИ, помните?), если это возможно. Причём,
серая карта должна быть "направлена" своей плоскостью на фотокамеру.
Другими словами, она должна быть освещена также, как освещён объект,
который вы фотографируете.
Если не получается расположить карту на
объекте съёмки, можно сфотографировать эту карту с направления съёмки
(подойдя как можно ближе к объекту и оставаясь на том же направлении, с
которого вы потом и будете снимать ваш объект).
После съёмки вам нужно открыть кадр, на котором снята серая карта (мишень), например, в Photoshop.
Я
говорю про Photoshop (CS2 или CS3), хотя аналогичные операции можно
делать и в других программах обрабоки изображений. (В Photoshop CS2 при
открытии RAW -файла файл открывается в окне, которое называется «Adobe
Camera RAW»)
Так вот, в Photoshop баланс белого устанавливается
пипеткой "Баланс Белого" (есть такая на панели инструментов), которой
надо «ткнуть» в серую карту в кадре. Серый цвет при этом становится
действительно серым, т.е. безо всяких цветных оттенков, соответственно
и остальные цвета в кадре избавляются, от этих же оттенков.
После
этого, скопировав настройки для данного кадра (в приложении Adobe
Bridge это делается путём указания мышью на настроенный кадр с серой
картой, нажатием правой кнопки мыши, выбором в появившемся меню пункта
«Скопировать настройки RAW»), можно "распространить" эти настройку на
все кадры, снятые в данных условиях освещения (в Adobe Bridge это
делается путём последовательного или группового выбора всех кадров, к
которым вы хотите применить полученные настройки, затем указания мышью
на любой из выделенных кадров, затем нажатия правой кнопки мыши и
выбором в появившемся меню пункта «Применить настройки RAW»).
Настройка баланса белого используя настройки фотокамеры.
Можно
для настройки баланса белого использовать настройки внутри самой
камеры. Это не так удобно, как при описанной выше процедуре. Для этого
способа не подойдут маленькие серые кружки, а нужна серая карта. Надо
при съёмке в конкретных цветовых условиях один кадр потратить на съёмку
вашей серой карты. При этом нужно, чтоб карта была расположена рядом с
вашим обьектом съёмки, т.е. чтоб карта была освещена также, как объект.
Также необходимо, чтоб карта заполнила бОльшую часть кадра
(фокусироваться на неё не обязательно). После съёмки карты в меню вашей
камеры найдите пункт «Баланс белого» («Пользовательский баланс белого»,
«Custom White Balance»). Вам будет предложено выбрать кадр, по которому
камера настроит баланс белого. Вы должны выбрать тот кадр, на который
вы сняли серую карту. Далее, следуя указаниям меню камеры установите по
этому кадру "пользовательский" баланс белого. Теперь ваша камера
«знает» по какому кадру она настроена на баланс белого. После этого
необходимо среди перечня установок баланса белого выбрать именно
пользовательский баланс белого. Это обычно некий список: Авто, дневной
свет, облачно, в тени, искусственный свет, люминисцентные лампы и пр. В
этом же списке находится и пункт « пользовательский баланс белого» или
его значок в виде прицела из двух соединённых треугольников – вот его и
надо выбрать, чтоб заданные вами камере настройки начали применяться.
Каждый раз, переходя в новые цветовые условия съёмки, процедуру
необходимо повторять.
http://forum.interimpex.ru/index.php?topic=46.0