Мартин Во: "Меня как физика всегда привлекали динамичные фотографии, сделанные с ультракороткой выдержкой. Знаете - разбивающиеся лампочки, лопающиеся воздушные шары, падающие капли... Было интересно: каким образом удается "схватить" столь короткий промежуток времени? Попробовал снимать и серьезно увлекся - не только как фотограф, но и как инженер. Я обнаружил, что жидкости могут принимать совершенно удивительные формы. Мягкие и естественные линии - результат идеального баланса многих динамических сил.
Все снимки делаю дома. Сначала рабочим местом был письменный стол, потом я потихоньку перебрался в подвал. Вообще-то моя самодельная студия не занимает много места и, поскольку работаю в основном с водой, легко моется. Основным оборудованием, пожалуй, можно назвать все тот же стол, на который ставятся поднос с водой и электронный триггер.
Еще одна важная деталь - сосуд, из которого капает жидкость. Сначала использовал обычную пипетку, но через некоторое время понял, что этого уже недостаточно. Поэтому решил к своему творчеству приобщить бутылку из-под содовой. Я наполнил ее водой, проколол в крышке дырочку, перевернул, установил на штатив и начал снимать.
Меня часто спрашивают: "Подойдет ли моя камера для съемки капель?" И почти всегда отвечаю: "Да, подойдет, если в ней есть ручной режим".
Дело в том, что все снимки делаю со вспышкой - именно вспышка, а не скорость затвора "замораживает" положение капли. Чтобы это объяснить, распишу процесс по шагам:
- капля выходит из баллончика и отправляется в полет;
- оказывается в воздухе;
- открывается затвор;
- капля касается воды;
- срабатывает импульс;
- закрывается затвор;
- в случае необходимости всю процедуру можно повторить.
В большинстве случаев работаю с обычной водой. Просто иногда немного меняю ее свойства. Повысить вязкость можно с помощью обыкновенного глицерина, который найдете в любой аптеке. Глицерин нравится мне прозрачностью и тем, что практически не влияет на поверхностное натяжение. Впрочем, если нужно уменьшить поверхностное натяжение, можете просто добавить в воду немного жидкости для мытья посуды. Или положить в поднос с водой небольшой кусочек мыла. Хотя могут появиться пузыри, а они далеко не всегда украшают кадр.
Я не зря заговорил о поверхностном натяжении: в моей работе оно играет немаловажную роль. Ведь именно благодаря ему появляются маленькие "взрывы", когда капли падают в воду. Форма столбика воды тоже напрямую зависит от поверхностного натяжения. Чем оно выше, тем толще будет столбик. Если же капля упадет в мыльную воду, столбик получится высоким и тонким. Правда, падать такой столбик будет в пять раз быстрее обычной капли: ведь на него влияют не только гравитация, но и поверхностное натяжение, буквально "затягивающее" его обратно в воду. Еще один фактор, влияющий на форму всплеска, - вязкость. У воды она достаточно низкая, особенно у теплой. Вязкость кипятка на 1/6 меньше, чем у ледяной воды. И это можно использовать: горячие капли разлетаются гораздо охотнее холодных.
На форму всплеска влияет гораздо больше факторов, чем может показаться с первого взгляда. Значение имеют вязкость, поверхностное натяжение, плотность, температура, форма пипетки и даже то, что ваша кошка съела сегодня на обед )). Чтобы научиться пользоваться всеми этими факторами, придется запастись терпением. Вот несколько способов создать интересную фигурку: аккуратно "разложить" капельки на сухой ровной поверхности, запечатлеть каплю в свободном полете, уронить ее на плоскую поверхность или в поддон с водой. Можно поэкспериментировать с несколькими каплями одновременно.
Интересный эффект можно получить и раскрасив ваши "скульптуры". Самый простой способ - пластиковые цветные пленки, которые устанавливаются на источники света. Они придают ровный бледноватый цвет всему снимку. Фон не должен привлекать к себе излишнее внимание. Более активно подкрашиваю главных героев. Обычно использую для этих целей пищевые и анилиновые красители".
Фрагмент статьи "Жидкая скульптура"
"Digital Photo", №4, 2008г.
Сайт Мартина Во
http://www.liquidsculpture.com/fine_art/index.htm