Высокое искусство на горе Шаумберг или о высотном Креативе
Фоторепортаж
Все таки – красота страшная сила, как, впрочем, и тяга к прекрасному. Наблюдается она, эта самая тяга, практически повсеместно по разным городам и весям. По крайней мере мне удавалось обнаружить неоднократно. Видимо это потому, что везде находятся люди с творческим складом души. Вот и на этот раз удалось обнаружить такое на горе Шаумберг, где по сию пору проходит небольшая выставка работ современных художников – скульпторов и инсталляторов под открытым небом. Выставка действительно небольшая по количеству экспонатов, однако раскинулась она на весьма значительной площади.
Гора Шаумберг находится в северной части одной из самых маленьких земель Германии – земле Саар аккурат между двумя небольшими городками с забавными названиями Толей и Телей. Название в примерном переводе означает что то вроде «Пенная гора». Объяснений этому названию можно найти не одно, но мне как то ближе и понятней версия, связанная с тем обстоятельством, что по весне из за цветущих деревьев и кустов, покрывающих большую часть поверхности этой возвышенности, она выглядит действительно выступающей из нежнейшего пенного облака. Ну, и что совершенно естественно, гора эта является значительной местной достопримечательностью, с ней связано множество легенд, восходящих еще к древнеримским временам, на ней имеется ряд интересных объектов, включая остатки древней крепости. Вершину горы венчает, построенная в своем нынешнем виде, в 1965 году башня, в основании которой помещается так называемая «Часовня мира». Забегая вперед, скажу, что эта башня послужила своего рода полотном для одного из экспонатов выставки.
Итак о самой выставке. Где то, около года назад, местные власти в рамках всякой там культурно-просветительской деятельности, объявили нечто вроде компании под названием «Искусство в твоем крае». Эта компания включала в себя множество всяких аспектов, одним из которых являлось устроительство выставок современного и нетрадиционного (вопрос – для кого нетрадиционного) искусства. На это откликнулся ряд художников, работающих в различных жанрах и техниках. Художники разные по возрасту и степени известности, проживающие как в земле Саар, так и в сопредельных странах. Объединившись в группу, они и выбрали местом для своих инсталляций «Пенную гору». Решающую роль в выборе именно этого места сыграли, в первую очередь удивительно красивые ландшафты и виды, открывающиеся с горы и, не в последнюю очередь, легенды и истории, связанные с этим природным объектом. Была выработана некая общая идея – взаимного дополнения объектов и ландшафта с целью достижения определенного философского единства. Ну и прочие аспекты, подобного рода, обычно сопровождающие подобные мероприятия.
Все объекты решили расположить по замкнутому контуру с центральным акцентом. Этот контур уже существовал на горе и представляет собой исстари образовавшийся прогулочный путь, своего рода тропу или дорожку, носящий истинно немецкое, отдающее некоторой сентиментальностью, название «Путь сердца». Говорят, это название возникло от того, что у любого человека, идущего этой дорогой, при виде предстающих перед его взором красот сердце поет и радуется.
Итак, вдоль «Пути сердца» расположилось всего восемь объектов. Роль цента, так сказать, акцента, выполняет башня Шаумберг. Точнее, даже не сама башня – она выполняет роль полотна для центрального объекта.
Следует отметить, что все объекты выставки стоят себе под открытым небом, не огорожены, т.е. к ним имеется совершенно свободный доступ. За ними постоянно никто не следит и только специальный столбик с табличкой, гласящей что это и зачем, указывает, что это выставочный экспонат. Раз в неделю, по выходным, проводится экскурсия, где можно услышать рассказ о каждом из объектов. Присутствует, как правило, на этой экскурсии и кто либо из художников-экспонентов, а то и сразу несколько. Тогда можно послушать и рассказ о своем творении непосредственно из уст автора. Правда все эти рассказы и пояснения изобилуют таким количеством философских умствований, как это и положено в современном искусстве, что порой перестаешь понимать где ты находишься и по какому поводу. Особенно когда начинают привлекаться авторитеты от Канта и Гегеля до современных суперинтеллектуальных изысков. Впрочем, что до меня, то это, по крайней мере для первого ознакомления и лишнее, ибо накладывает свой отпечаток на непосредственность восприятия и свободу общения с произведением искусства. Все это можно, но потом, для некоторой сверки собственного восприятия со всеми остальными трактовками. Посему сведу я все эти описания к необходимому минимуму, постаравшись сохранить только самую суть.
Если двигаться, как этот и положено, приличному посетителю выставки согласно схеме или каталогу, то первым из экспонатов будет довольно больших размеров камень, помещенный в развилку ствола дерева.
Эта инсталляция саарландского художника и скульптора Штефана Куберека «Толеит (Tholeyit) на горе Шаумберг».
Толеит (Tholeyit) – это местная, встречающая только в данном регионе геологическая базальтовая порода. Названа она, по месту первого обнаружения, в честь местного городка Толей. Образуются такие породы в результате остывания прорвавшейся к земной коре магмы.
В результате таких процессов формируется непосредственно земная поверхность – горы и впадины, на них начинают расти деревья и травы. Образуются ландшафты. Деревья корнями обвивают геологические породы и становятся с ними чем то единым, но вместе с тем, оказывают влияние на них. Поэтому, с точки зрения автора, вполне естественно поместить часть такой породы в ветви дерева. А с другой стороны, все это должно символизировать единство и борьбу противоположностей, своего рода «Инь и Ян». Это пассаж я привожу как один из образчиков пояснений к выставленным объектам. Постарался изложить как можно короче, ну и непонятней – дабы передать дух оригинальных рассуждений.
Вторым объектом на «Пути сердца» является работа самого старшего из выставляющихся художников, своего рода мэтра и идеолога этой группы Макса Кона. Собственного названия эта работа не имеет.
Работа представляет собой некий объект, напоминающий издали сгусток пены, помещенный на высокий древесный пень, что, в прочем, совершенно естественно учитывая название мета выставки. Размеры 128 x 108 x 128 см, материал - проволока, древесина, гипсовые бинты, полиуретановая пена, гипс, акриловые краски.
При ближайшем рассмотрении объект напоминает сердечную мышцу с присущими ей камерами, перегородками, клапанами, в которых помещается все что положено сердцу. Причем как в физиологическом так и всех иных смыслах – счастье, скорбь, воодушевление и прочие чувства.
Следующим экспонатом является инсталляция Дёрте Ратже «Кольцо». Работа представляет кольцо со множеством разрывов, сформированное из девяти изогнутых одинаковых тел, изготовленных из листового железа. Высота каждого тела 40 см, диаметр, сформированного ими круга около 4 метров.
Символизировать это должно множество понятий. Тут и упорядоченность, вносимая человеком в природу, в естественный ландшафт, ибо окружность есть ни что иное, как месторасположение точек равноудаленных от одной – центральной. Тут же и символ вечного круга жизни и некоторые религиозно-мистические реминисценции по типу рукотворных кругов Стоунхенджа и, видимо, много что еще. Пожалуй, лучше будет, еже ли каждый додумает в этом ключе сам.
Двигаясь дальше, вскоре можно обнаружить следующий экспонат – работу Клаудии Э. Шмитт «Колесо». Вторым названием этой работы является «Посланник».
Данный объект представляет собой некий сегмент плоской круглой фигуры, поставленной на ребро. Материалом послужил кирпич ручной работы. Геометрические размеры - примерно 120 x 300 x 80 см.
Работой этой исследуется так же ряд довольно глубоких философических вопросов. Первый, как и для всей выставки, это возможность гармонического сочетания природных, естественных объектов и плодов рук человеческих. Второй – извечная циркуляция жизни и, наконец, это и колесо Фортуны. При этом важным является то, что мы не видим всего колеса целиком, его большая часть скрыта от человеческого взора.
Далее, на фоне прекрасного вида сбегающего вниз склона горы и просматривающимися вдали , словно нарисованными на матовом полупрозрачном стекле красными крышами, перед любопытствующими предстает кинетическая скульптура Анни Кенн-Фонтэн «Окно в мир».
На массивном, как бы вросшем в землю, основании в виде пустостенного паралелипипида размещена легкая прямоугольная конструкция, способная вращаться от малейшего дуновения ветерка. Основная часть вращающегося элемента как зеркало способна отражать свет и окружающую природу, в ней же предусмотрено небольшое зеленое окошечко. Имеются и три ломаные полосы цветов неба в его разных состояниях. Размеры скульптуры - 200 x 40 x 40 см.
Работа посвящена все тем же вопросам сочетания устойчивости и изменчивости этого мира, изменчивости окружающего ландшафта и грубой устойчивости творений рук человека. Отсюда и, казалось бы, совершенно чужеродное для окружающего пейзажа ярко-красное тяжелое основание и легкая, порхающая и временами практически сливающаяся с природой верхняя часть скульптуры.
Дальше дорога уводит нас на другую сторону горы. Сторона эта частично покрыта Лесом. Хорошим таким лесом, настоящим, красивым. Стройные, довольно редко стоящие деревья, между стволами пробивается местами солнце. И вдруг, среди этих деревьев, на небольшой полянке сбегающей к дороге вырисовывается какой то странный косой домик. По началу думаешь, что это что то из хозяйственных сооружений местного лесника. Может кормушка для зверей, может еще сто то подобное. Но нет, это следующий экспонат выставки - «Заваливающийся дом» работы Инги Рузц. Домик действительно довольно странного вида – заваливающийся на одну сторону, без окон, без дверей. Изготовлен из закрепленных на массивном деревянном каркасе плиток натурального природного сланца.
Размеры сооружения - 176 x 132 x 132 см.
Символизировать всё это должно некую тщету, неустойчивость и бессмысленность (отсюда и отсутствие окон и дверей) усилий человека по сравнению с вечностью природы. Имеется и еще один, может быть более глубокий аспект. Дом как таковой, его т.с. пиктограмма, знак, является устоявшимся символом бытия, сути человеческой цивилизации. Ну а далее, все те же аллюзии – противостояние, гармония, смысл...
Что интересно, именно на этом объекте сказалось то, что доступ к экспонатам совершенно свободен. Уголки некоторых плиток обломаны, следы осмотра присутствуют.
Следуя дальше по «Пути сердца» постепенно замечаешь, что заросли по правую сторону дороги редеют, начинают открываться прекрасные виды на лежащий внизу городок Телей. Не успеваешь ими как следует насладится, как получаешь очередной удар по глазам. У самого края дороги, на металлической трубе вознесено на высоту 4 метра огромнейшее ядовито-красное кресло.
Это объект «Теле-Визионное кресло». Причем именно в таком написании. Автор Хайдрун Гюнтер. Материал – стиропор, размеры около 200x 150 x 150 см, смонтировано на металлической трубе высотой 4 м.
Идея инсталляции все та же. Кресло, подобно предыдущему объекту, несет осень сходную смысловую нагрузку. С одной стороны, это совершенно домашний объект, лишенный, особенно в своем «телевизионном» варианте, всякого смысла, будучи помешенным в природную среду. Кресло перед телевизором, как это ни грустно признавать, является одним из символов современной цивилизации. Но, поскольку все объекты данной выставки, несут в себе двойной, тройной, а порой и более, смысл, имеется и еще один аспект. Аспект этот подчеркивается определенной игрой слов в названии. Теле-Визионное кресло. Такое написание возвращает нас к начальному смыслу термина телевиденье, т.е. видение на расстоянии или дальнее виденье. Ну а то что из этого следует, по моему хорошо понятно из фотографий.
Как бы завершающим замкнутый контур выставки «Высокое искусство на горе Шаумберг является объект «On Visit Back Home». Автором является самая известная люксембургская скульптор, художник и много кто еще Маризе Линстер. Объект представляет собой стелу, высотой 245 см, изготовленную из массивного дубового бруса, покрытую спиралевидным узором и установленную на ярко красном постаменте.
Символика и идея здесь следующие – дуб, изъятый из природы, подвергнувшийся воздействию рук человеческих, возвращен обратно, дабы быть там и чужим и принадлежащим ей, природе, одновременно. Спиралевидные узоры как символ извечной циркуляции, бесконечно удаляющейся или приближающейся к некоторому центру. Спиралевидные структуры, как присущие многим живым организмам, как знак достижений человека в интеллектуальной области - кривые Фибоначчи. В конечном итоге природа и наука оказываются частями целого, и если природа и творения рук человеческих так тесно вплетены друг в друга, то как и вечно вращающееся колесо Фортуны, это бесконечно извивающийся Спиральный символ вечной циркуляции, в котором обращается все сущее.
Ну вот примерно так объясняется глубокий и тайный смысл, заключенный в этой стеле
Поскольку вся эта выставка знаменует собой определенный замкнутый контур, то концентрируется все вокруг вершины горы Шаумберг, на которой, как я уже рассказывал возвышается довольно монументальная башня. Вот фронтальная стена этой башни и стало своего рода полотном для завершающего экспозицию объекта. Правда увидеть этот объект можно только в темное время суток, поскольку он является чисто световым. Воплощение этого объекта, на первый взгляд, казалось бы весьма просто и незатейливо. Огромный экран, образованный стеной башни освещается только одним светом – золотым. Название – соответствующее Aureus (lat. золотой золотистый, в переносном смысле – прекрасный)
Авторами являются два художника, работающих со светом из города Саарбрюкен Мартин Хойер и Вернер Шпенглер. По их замыслу, это золотое свечение верхушки горы Шаумберг должно символизировать все то прекрасное прошлое, все те мифы, окружающие эту гору, и ее нынешнее состояние, как центра Высокого искусства.
Вот такую вот выставку удалось мне посетить в апреле месяце этого года. При рассказе о ней я совершенно не претендовал на какие то глубокие обобщения, сколь бы то ни было глубокий анализ, тем более художественный и искусствоведческий. Не совсем моя это область. Я просто хотел рассказать об увиденном, в надежде что это будет интересно и еще кому либо. Разумеется рассказ мой носит отпечаток субъективности и лично моего отношения к увиденному, но все же он правдив. И в заключение хочется отметить, что в названии выставки « Высокое искусство на горе Шаумберг» так же заключен двойной смысл – это и оценка того, что там представлено (может и несколько завышенная, не знаю) и указание на то, что расположено это все, в физическом плане, тоже довольно высоко, а именно на горе.