Его героев и героинь можно увидеть не только в роскошных ресторанах и дорогих бутиках, но и в... кухонных шкафах, сервантах и холодильниках. Купаясь в лучах света, винные бутылки и изящные бокалы позируют Роману Рыбалеву.
"Есть фотографы, которые, кроме людей, ничего снимать не любят, не умеют или не хотят. Есть ярко выраженные пейзажисты, и их тоже больше ничего не интересует. Я же в период "поиска направления" понял для себя, что в каждом жанре, в каждой области фотографии меня что-то привлекает. Я очень люблю предметную, натюрмортную съемку за ее особенную... философичность что-ли. Когда выстраиваешь кадр, когда ты один в студии и можешь потратить несколько часов на перемещение с места на место какого-либо предмета, добиваясь "того самого" композиционного решения. При работе с натюрмортом ощущаешь себя художником, который пишет картину, нанося один аккуратный мазок за другим... и в конце, получив желанный снимок, испытываешь непередаваемое наслаждение от того, что сделал это своими руками.
С одной стороны, стекло - простой и даже, можно сказать, ограниченный в фотографических свойствах материал. Но когда начинаешь с ним работать, понимаешь, насколько оно безгранично в своих искажениях, преломлениях, отражениях. При съемке изделий из стекла, а в частности бокалов и бутылок, обычно применяют один из двух подходов. Первый - съемка на отражение, когда форму и фактуру стеклянного изделия мы прорисовываем при помощи бликов на его поверхности. Второй подход - на просвет: здесь освещаются не сами изделия из стекла, а фон за ними, и уже в зависимости от размера, формы и контрастности фонового светового пятна, а также с учетом особенностей напитка, которым наполнены бутылки и бокалы, рисунок стекла заиграет по-своему в каждом варианте. Когда эффектно, а когда и не очень...
Задача фотографа при съемке стекла - добиться гармоничного сочетания рисунка его граней и изгибов, преломленного в нем света и отраженных в нем предметов. Мы остановимся на съемке стекла на просвет. Это наиболее популярный метод съемки у фотографов, к тому же он весьма востребован среди заказчиков - стеклянные объекты на фотографиях предстают перед нами фактически в виде рисунка на белом фоне.
Для съемки подобным способом нам понадобится один источник света. Я пользуюсь импульсной вспышкой Elinchrom Style 600S. На прибор надевается софтбокс, размер которого зависит от масштаба композиции, которую вы снимаете. Для подготовки материалов этой статьи мне хватило софтбокса размером 70х90 см - будучи удобным источником рассеянного света, он может послужить одновременно и фоном для вашей композиции. В качестве "съемочной площадки" я использую обыкновенный стол. Он ставится торцом вплотную к софтбоксу, так, чтобы столешница находилась немного выше нижней грани источника. Для того, чтобы пространство вокруг объекта стало однородным, стол застилается бумагой. А поверхность стола будет отражать расположенные на ней объекты, если поверх бумаги положить стекло - прием несложный, но благодаря ему получается эффектный рисунок. Тут нужно иметь в виду маленькую хитрость: чем тоньше стекло, тем четче будут смотреться отражения в нем.
Есть и еще один немаловажный момент - помещение. Желательно, чтобы оно было темным. А еще лучше очень темным - в прямом смысле этого слова: с темными стенами, полом и потолком. От этого фактора во многом будет зависеть четкость рисунка. Кроме того, темные поверхности поглощают свет, что помогает нам избежать ненужных бликов, которые могут испортить любой, даже самый удачно скомпонованный кадр.
Благодаря преломлению края лимона стали невидимы, а сам лимон превратился в треугольник.
Важно не забывать о расстоянии между объектом съемки и софтбоксом - чем оно меньше, тем тоньше получаются грани предмета на картинке, так как угловой размер софтбокса становится больше относительно предметов на столе. Соответственно, чем дальше предмет от софтбокса, тем толще становятся очерчивающие его контурные линии.
При съемке с импульсным источником света выдержка остается неизменной - это выдержка синхронизации. А экспозиция снимка регулируется мощностью импульса источника света и значением диафрагмы.
От диафрагмы также зависит и глубина резкости. Поэтому если вы хотите, чтобы все предметы в кадре получились резкими, закройте диафрагму до минимальных значений, а импульсный свет поставьте на максимальный заряд (естественно, для работы с малыми диафрагмами нужен свет помощнее). Величину экспозиции подбирайте таким образом, чтобы свет от софтбокса был чисто белым, но не заливал контуры бокала или другого стеклянного объекта. При этом не должна читаться фактура ткани софтбокса и бумаги на столе. Пара пристрелочных кадров с оценкой их по гистограмме - и вы в прямом смысле слова настроились на съемку. Если же вы хотите увести какие-то из предметов вашего натюрморта в нерезкость, то, естественно, следует открыть диафрагму - от ширины ее раскрытия зависит регулировка мощности вспышки. При максимальных значениях диафрагмы может возникнуть проблема переизбытка света, даже если вспышка работает в режиме минимальной мощности. В этом случае вам помогут серые нейтральные фильтры.
На этом снимке использовался другой популярный прием. Между объективом и "героями" установили стекло. Очень многие любят эксперименты с каплями воды на стекле. Я же совершенно случайно обнаружил, что для этих целей превосходно подходит тягучее подсолнечное масло. Если внимательно приглядеться к снимку с бутылочками, можно даже обнаружить отпечатки пальцев.
Здесь четыре бокала идут друг за дружкой, но один из них перевернут. В результате его ножка превратила отражение в замысловатую цветовую массу.
Здесь я работал с бокалами одинаковой формы, но разного размера. Я просто поставил маленькие сосуды в большие. А те метаморфозы, которые вы видите на картине, произошли благодаря жидкости и ее цвету.
Эта фотография была сделана другим способом. Я перевернул обычный стол вверх ногами, на ножки положил стекло, а под ним установил источник света с софтбоксом, направленным вверх, на стекло. И уже на стекле выкладывал композицию и производил съемку. В этом случае предметы были непрозрачные, поэтому пришлось прибегать к помощи дополнительных источников света.
Текст и фото: Роман Рыбалев
ж-л "Digital Photo"
www.NAMIRoS.photosight.ru/
www.rybaleov.com