(Потом переназову блог, будет про самодельные устройства для фотографии... заходите...)
Первый пример - Пентакс 16-45/4
(все фото сделаны на диафрагме 8, все в полный кадр, без обрезки, только уменьшен размер)
Второй снимок - Сигма 55-200
Тот же Индустар на комплекте удлинительных колец. Зацените глубину резкости :-)). Вот не помню, не с открытой ли диафрагмой верхний, но нижний снимок точно с F 8...
Юпитер-37... не очень впечатляет..
И последнее - связка из Юпитера-37 и перевернутого Гелиос-44. На втором снимке можно оценить глубину резкости... да что там оценивать - мала.... даж очень. Потому что бесплатного ничего не бывает - получили увеличение, поплатились глубиной резкости....
И сам монстрообразый гибрид Гелиоса с Юпитером:
Вот пока и все сегодняшние эскперименты.. :-)))
Вообще приспособлений для макросъемки много. Есть, конечно, специализированные макрообъективы - качественно и дорого. Мне интереснее приспособить то, что есть у меня, поэтому в этом блоге будет только личный опыт и ничего скопипастенного...
1 способ - макрокольца. Заметьте - когда объектив фокусируется на бесконечность - он укорачивается. Когда на близий предмет - передняя линза выезжает вперед. То есть, чтобы сфокусироваться на еще более близкий предмет - объектив надо выдвинуть вперед. Вот для этого и служит набор удлинительных колец. Индустар-61 Л3 с кольцами дает мастшаб примерно 1:1 - монетка оказалась почти на весь кадр. Кольца - самый дешевый способ, набор резьбовых колец от советской оптики можно найти рублей за 250, рублей за 300 - 500 объектив Гелиос-44, и понадобится еще переходник с резьбы М42 на байонет вашего аппарата. Конечно, распрощаемся с автофокусом, с автоматическим управлением диафрагмой и прочими излишествами.
Кстати, существуют удлинительные кольца для байонетов, они и с контактами, и отверточный автофокус в объектив могут передавать... я таких в руках не держал....
2 способ - перевернутый объектив. IMHO, китовый зум для этого не подойдет. У этого способа сплошные минусы - придется изготавливать переходник с байонета на резьбу оправы объектива :-(. Эта штука редкая, больше ни на что не пригодная, поэтому купить ее невозможно, в отличие от переходника М42->байонет. Второй минус - надо открыть диафрагму. Хорошо, если есть кольцо управления диафрагмой, а если нет? И загляните в зум - дырка размером с мышиный глаз даже при открытой диафрагме...
По поводу качества... вот проведу эксперимент, покажу.
3 способ. Перевернутый объектив стыковать с длиннофокусным (длиннофокусный на камере). Дает самое большое увеличение, все понятно по картинкам. Тоже дешевый - Юпитер-37 стоит около 1 тыр... или кто как найдет :-)) У некоторых счастливчиков есть дедушкины запасы :-)
И общие рассуждения: нужен штатив! потому что на весу с большим увеличением снимать - наказание, а не творчество :-) Наводка на резкость - только перемещением камеры. Для этого придуманы макрорельсы, но это дорогое удовольствие, окупится не скоро... Цветочки тоже имеют склонность качаться от ветра, прикосновений и т.д. Неплохо б к штативу приспособить что-то типа штанги с прищепкой, чтоб фиксировать цветок, либо столик для букашек, потому что при перевернутом объективе букашка может быть только в одной точке - около 45 мм от объектива! То есть там, где в нормальном положении матрица.
Продолжаем эксперименты. Сначала исправлю вчерашнее упущение - длиннофокусный (135 мм) Юпитер-37 на макрокольцах. Увеличение желающие могут посчитать по миллиметровке... видно, что снято издалека - по перспективе линий миллиметровки...
Теперь берем полтиник - Индустар-61, и его приставляем к камере "перевертышем", без всяких колец и без объектива - прямо к байонету... Результат - вот... подходяще, да?
Переходим к главному номеру программы - называется "кит задом наперед"... извините...
Китовый 18-55 устанавливаем на фокусное 55, и прижимаем мордочкой к байонету... результат примерно как у полтиника. Ну так так и должно быть, фокусные-то почти одинаковы... Правда, пришлось пальцем придерживать поводок диафрагмы и открыть ее ...
И гвоздь нашего вечернего шоу - кит на 18 мм все в том же неудобном положении... Увеличение - аббалденное... вот тут было сложно. Камера на штативе, а объектив то приходилось держать руками, поэтому смазано.... это не объектив так рисует.... это руки трясутся.. Вопреки стопудовым предсказаниям :-))), ощутимого виньетирования не заметил..
Так что кит вполне можно использовать как перевертыш.. с чем всех присутствующих и поздравляю :-)))