Я часто
задумываюсь о том, какой должна быть хорошая фотография? С одной стороны мне
кажется, что хорошая фотография должна быть технически правильной (правильная
экспозиция, композиция кадра и т.д.).
Но это ведь не всё, если фотография будет
технически выполнена идеально, а на ней нет ничего, что заставило бы вас на ней
остановить свой взгляд, затронуть какие-то чувства, эмоции, то какой смысл в
такой фотографии? С другой стороны фотография может привлекать внимание
эмоциональностью, действием, но при этом „ шуметь ” , быть немного не в фокусе и всё равно казаться интересной! Где же та
золотая середина?
При фотосъёмке я всегда
старался уделять внимание правилам композиции кадра: правило третей, „ золотого сечения ” и некоторым другим. Но на днях, прочитав статьи в
интернет (вот эту и эту), я немного пересмотрел свои взгляды на фотографию в
целом. Наверное фотография должна в первую очередь заставить задуматься,
почувствовать, передать настроение того, что изображено на ней! Рассказать
историю, как было написано в одной статье. В погоне за сомнительными правилами о
композиции кадра, вроде восходящих и низходящих диагональных линий, или, что
горизонт должен быть горизонтальным, можно забыть о главном! О том, что
фотография фикструет какой-то момент жизни, со своей историей, настроением,
даже философией! Я и сам часто в комментариях к фотографиям других людей писал
о том, что необходимо подправить заваленный горизонт или вертикальные линии. Конечно,
композицию кадра нужно выстраивать! Но стоит ли уделять столько внимания таким
деталям, как: из какого угла падает диагональная линия, из левого или правого? Распологать
значимые объекты кадра по правилу „ Золотого сечения ” ,
которое сейчас в некоторых статьях критикуется, как пристрастие к нумерологии. Может
больше внимания уделять настроению кадра, пытаться передать какую-то идею,
заставить почувствовать. Можно провести параллель между цветной и чёрно-белой
фотографией. Чёрно-белая фотография передаёт только форму и игру света и тени. Акцентирует
внимание на главном, цвет в этом случае, как дополнительное измерение, привносит
свою информацию, но может отвлечь. Для меня чёрно-белая фотография, не смотря
на свою кажущуюся простоту, пока не даётся так легко, как хотелось бы. Для себя
я решил, что лучше всего искать ответы на вопросы по построению кадра... у
художников! Ведь фотография –это одно из направлений изобразительного
искусства, а живопись существует сотни лет! Вот где можно почерпнуть много
полезного!
Хочу ещё
затронуть такой момент, как погоня за дорогим оборудованием и крутыми камерами
с оптикой... Я поддерживаю выражение, что
фотографирует не камера, а фотограф. И что профессиональная камера позволяет
сделать ту же задачу проще, чем менее дорогой аппарат. Какие отличные кадры
делали фотографы в прошлом веке на плёночные камеры, не являющиеся
профессиональными! А такое направление в фото, как ломография?! Это фотографии,
сделанные на относительно простой фотоаппарат Ломо, который не отличается техническим
совершенством!
Можно конечно
сказать, а как же рекламное фото или для глянцевых журналов? У каждого
направления фотоискусства есть, видимо, свое назначение. Если речь идёт о
художественной фотографии, то тут, скорее всего, надо уделять внимание, всё
таки, художественности, а не технической стороне!
Такой вывод я
делаю для себя в данный момент. Подозреваю, что со временем могу пересмотреть
свои взгляды и это нормально. Но сейчас мне кажется так!