Я, как и многие, имею комплекс, мешающий заниматься уличной фотографией. Суть его в том, что я не могу навести камеру на незнакомого человека, когда есть не мало шансов, что он это увидит. У меня появляется ощущение, что я делаю что-то противоправное, неразрешенное, в каком-то смысле вторгаюсь в зону личного мира человека.
В фото-журналах эта тема поднимается часто. Но приводимые рецепты не всегда работают. Например, читал о рекомендации улыбнуться "модели" после снимка. Мол, улыбка снимает все вопросы. Это так и есть, скорее всего, но до этого еще нужно навести камеру и сделать снимок. Предупредить снимаемого до съемки - это вообще странно. Кричать на улице "Снимаю!" не просто абсурдно, но и, очевидно, изменит весь сюжет, отвлекая на фотографа внимание "моделей". Снимок в большинстве случаев не должен предполагать наличие фотографа, как активного участника сюжета. Вот и приходится спасаться телевиком, т.е. снимать с большого расстояния, не сильно рискуя быть замеченным.
Начал я с Арбата на прошлой неделе. Там много людей абсолютно разных, можно найти интересный сюжет, хороший бэкграунд и есть пространство. Но это, конечно, не решение проблемы, хотя первый - а потому очень большой - шаг в нужную сторону. Телевик - это не лучший инструмент для стрит-фото: нет возможности погрузить зрителя в среду. Скорее, создается эффект подглядывания, что, по сути, и есть на самом деле. Так что нужно решать с комплексом.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что фотография тут ни при чем и все дело в качествах человека. Если по жизни у вас достает "наглости" быть раскованным в новом для себя обществе, знакомиться на улице, обращаться к посторонним, то у вас проблем быть не должно. Мне же нужна внутренняя уверенность в том, что я поступаю правильно. Только в этом случае я способен на какие-то новые для меня поступки. Для примера, если бы я был корреспондентом, выполняющим задание редакции - снять сюжет на улице, то это внушало бы мне достаточно уверенности в правоте моих действий. Если вы знакомы с НЛП, то в этом месте, вероятно, порекомендуете мне просто представлять себя на улице фотокорреспондентом ... Что ж, это возможное решение. Можно также поверить в то, что съемка - это часть учебного процесса и даже иметь релевантную отговорку для прохожих: "извините, нас попросили снять этюд на улице". Можно исключить неправду, подразумевая под учебой самообразование.
Конечно, я не психолог, но мне кажется, что совершенной пилюли не существует. Проблему нужно "раскачивать" как молочный зуб, чтобы она быстрее отвалилась. Пробовать одно, другое, постепенно сокращать расстояние, если вы идете моим путем с телевиком.
Вчера я снимал на Арбате и увидел в объектив двух парней с табличкой, надпись на которой показалась мне интересной. Я сделал снимок, но в тот же момент они заметили камеру, свернули плакат и направились ко мне. Я как раз пытался рассмотреть результат на экране. - Успел? - что? - Успел снять? - Нет, свернули табличку - не видно надписи. ... Надо еще раз. - На пиво дашь сколько не жалко? - Немного дам. - Ну, тогда - снимай!
Так произошла первая в моей жизни съемка с оплатой моделями. Удовольствием обошлось в 50р.