ТОП-5 активных
# Имя exp/сут

1  Astavi [16] 783
2  Maleo [30] 691
3  AlyN [18] 406
4  vitalik [18] 353
5  XarT [13] 349


Какую технику вы используте?

И пленку и цифру
Пленочную мыльницу
Пленочную зеркалку
Цифровую мыльницу
Цифровую зеркалку
Широкую пленку





Фотоновости: новинки, технологии, события


Экспозиция


Экспозиция - это принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.
В фотографии одним из основных моментов является выставление правильной экспозиции при съемке объекта. Потому, что для получения требуемого изображения на фотоносителе он должен получить определенное количество света. В том случаи, если света недостаточно, то фотоматериал оказывается недоэкспонированным. А, наоборот, при избытке света фотоматериал оказывается переэкспонированным.
Помимо этого, существует проблема динамического диапазона фотоматериалов. Они имеют различную способность передачи полутонов между черными и белыми участками. К примеру, негативная пленка способна передать диапазон яркостей до 1:200, в то время как фотобумага   только до 1:50. То есть не вся информация с пленки может быть перенесена на бумагу.


Главная задача экспозиции - установление такой выдержки и диафрагмы, чтобы на фотоматериале проэкспонировался желаемый диапазон яркостей.
Величина экспозиции (EV) - часто употребляемое понятие, используемое для объяснения разницы экспозиций. Разница в экспозиции на 1 ступень (1 EV) соответствует изменению на +/- 1 деление диафрагмы, или, соответственно, уменьшению, либо увеличению выдержки в два раза.
Предположим, если по результатам замера освещенности некоего объекта камера установила экспозицию [1/125, f/8]и Вы решили изменить данное значение на +1 EV, то это может быть любая из следующих пар: [1/60, f/8], [1/90, f/6,7], [1/125, f/5.6] (при шаге в 1/2 EV). В любом из этих трех случаев количество света, попавшего через объектив на пленку, окажется вдвое больше исходного. В то же время, экспозиция [1/125, f/8] будет означать то же значение EV, что и [1/90, f/9.5], или [1/60, f/11]. Во всех этих   случаях количество света, попавшего на пленку, будет одинаковым.
Стоит помнить, что при экспонировании объектов с небольшим диапазоном яркостей, особых проблем не возникает, так как все детали укладываются в диапазон пленки или фотобумаги. Сложнее ситуация, когда в кадре находятся объекты с очень большой разницей в уровне освещения, например темный лес на фоне светлого неба. В данном случае приходится чем-то жертвовать - либо допускать, что все тени будут черными, либо не передавать оттенки светлого. Иногда  малый  диапазон фотоматериалов используется  для создания специальных эффектов. Например, если снимать фигуру человека против света и экспонировать фотоматериал по наибольшей освещенности, то мы получим черную фигуру на светлом фоне.


Как известно человеческий глаз очень хорошо приспосабливается к окружающему освещению, достаточно сложно, не имея большого опыта выставить правильную экспозицию. Ярким примером может служить вечерняя комната, когда нам кажется, что освещение вполне достаточная, хотя она в сотни раз меньше  чем днем. Это связано с тем, что человеческий зрачок в темноте расширяется и пропускает больше света.
Чтобы измерить степень освещенности объекта были созданы так называемые экспонометры для постоянного освещения и флэшметры для измерения импульсного освещения. Эти приборы могут отличаться по сложности и точности, но все основаны на измерении освещенности фотоэлементом, преобразующим свет в электрический ток. Замерив, освещенность, прибор показывает необходимые выдержку и диафрагму взависимости от светочуствительности используемого фотоматериала.
Замеры могут производиться либо в падающем, либо в отраженном свете. Замеры в падающем свете наиболее точные и дают правильную картину освещенности объекта, но для этого необходимо поместить экспонометр на место где находится объект и повернуть его в сторону камеры, что не всегда возможно. В большинстве случаев замеры производятся по отраженному свету, например встроенным в камеру экспонометром. В связи с этим возникает ряд сложностей. Все экспонометры настроены таким образом, что предполагают, что от объекта отражается 18% света (среднесерый объект)- это соответствует большинству стандартных ситуаций, однако если весь кадр занимает черный или белый фон, то на снимке в результате получится серый фон. В связи с этим фотограф в нестандартных ситуациях сам должен решать, каким образом скорректировать предлагаемую экспонометром величину, чтобы получить желаемый результат. Для упрощения этой задачи в ряде камер существуют несколько видов замера:
- точечный замер позволяет измерить освещенность на маленьком сюжетно важном участке кадра и, исходя из этого, установить требуемую экспозицию.
-центральновзвешенный замер, при котором предполагается, что наиболее важным является, центральна часть кадра и ей отдается приоритет, а края кадра имеют меньшее значение. При таком способе яркий источник света, попавший в край кадра, уже не оказывает значительного влияния на общую экспозицию.
- многозонный (матричный замер), при котором фотоэлемент разбит на несколько зон и на основе получаемых с этих зон данных камера рассчитывает оптимальную экспозицию, основываясь на занесенную  в нее фирмой производителем базу данных. С помощью такого замера камера может, например, определить контровый свет.
При использовании всех этих замеров, следует помнить, что камера всегда считает все объекты среднесерыми и Вы сами должны принять решение и вручную ввести экспокорекцию, иначе Вы окажетесь в ситуации, когда снимки снятые ночью будут выглядеть как днем или ослепительно белый снег будет грязно серым. О том, как практически решается эта проблема, Вы можете прочитать в разделе посвященном "Зонной теории Ансела Адамса".

Зонная теория Ансела Адамса и расчет экспозиции по нескольким точкам замера.

Во время съемке фотографу зачастую решает решать задачу установки правильной экспозиции. Это напрямую связано с тем, что фотоматериалы могут передавать только ограниченный диапазон яркостей, причем у фотобумаги он уже чем у фотопленки (кстати, этим, и объясняется, то, что незначительные ошибки на пленке легко исправляются при печати на фотобумаге).
Для упрощения выбора  экспозиции для сложных условий освещения грамотнее использовать теорию Адамса. Суть ее заключается в том, что любой освещенный объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самого яркого до самого темного. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции (т.е. изменению ее в 2 раза) и тона воспроизводятся на обычной пленке пропорционально, т.е. если один из тонов воспроизведен, верно, то все остальные   будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке. 
Во время выбора экспозиции необходимо определить наиболее важный для воспроизведения тон, остальные тона в обе стороны от основного так же будут правильно воспроизведены в пределах диапазона передаваемых фотоматериалом яркостей.
Так как экспонометр не в силах определить отражающую способность поверхности, то результат при таком измерении должен получаться среднесерым как при съемке белых,   так и черных поверхностей. При недоэкспозиции изображение становится более темным, а при переэкспозиции более светлым. Если снимать по показаниям экспонометра, то значит, мы относим изображение к пятой зоне.
Было доказано, что при съемке на негативную пленку светлые объекты получаются темными, а темные светлыми. Если затем распечатать изображение на фотобумаге и замерить экспонометром экспозицию от самых светлых и самых темных участков, то разница получится в пределах 4-5EV.
Стоит отметить, что негатив хорошо передает детали в пределах плотностей 0,34 - 0, 97, т.е. в пределах примерно пяти-шести зон. На более светлых или более темных участках детали будут уже плохо различимы. Например, при съемке в лесу мы хотим, чтобы хорошо проработались детали коры почти черного дерева - это соответствует 2 зоне. При установке экспозиции по этим участкам у нас проработаются детали с нулевой по четвертую зону, т.е. все зоны выше четвертой будут выглядеть белыми. Поэтому желательно изменить экспозицию на две ступени от измеренной, до четвертой зоны, тогда правильно будут экспонированы все детали со второй по шестую зону, т.е. даже относительно светлые детали будут иметь прорисовку тонов. 

            Режимы экспозамера.

Зачастую фотограф сталкивается с ситуацией, когда в кадре имеется ряд объектов имеющих очень разную освещенность. Суть проблемы заключается в том, что любой фотоматериал имеет ограниченную широту передачи градаций яркостей, как правило, не больше 6-7 EV (ступеней экспозиции), причем негативная пленка имеет несколько большую широту, чем слайдовая.

Все экспонометрические приборы калибруются из расчета отражения 18% падающего на объект света. Это означает, что если весь кадр занимает чисто белый или черный объект, то камера будет предлагать такую экспозицию, чтобы в результате получился серый объект. Поэтому, если светоотражение объекта съемки сильно отличается от стандартного, то необходимо вводить экспокоррекцию либо производить замеры не в отраженном, а падающем свете.
Применяемые в настоящее время способы экспозамера условно можно разделить на четыре группы:
- интегральный замер - простейший способ, когда освещенность измеряется в среднем по всему кадру датчиком не разбитым на какие-либо зоны. В этом случае фотографу самому приходится принимать решение о необходимости и величине требуемых поправок.
- точечный замер (режим автофокусировки, позволяющий сделать снимок в условиях, когда главный объект съемки находится на дальнем плане, а на переднем плане находится второстепенный объект. В режиме точечного замера область измерения ограничена небольшой частью видоискателя, как правило, от 1% до 3% площади кадра. В некоторых случаях используется частичный замер - до 10% площади кадра. Точечный замер используется в случаях, когда яркости основного объекта и фона значительно отличаются или когда небходимо точно проэкспонировать отдельные участки. Точечный замер также может помочь при принятии решения об экспозиции кадра путем замера в нескольких точках и сравнения их значений. Необходимо помнить, что точечный замер охватывает некоторую площадь и замеряет для нее среднее значение, т.е. невозможно замерить отдельную очень яркую или темную точку и показания будут усредняться в зависимости от яркости прилегающего фона.)
- центрально-взвешенный замер (замер экспозиции, который собирает информацию об освещенности со всех датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе. При центрально-взвешенном замере измеряется средняя освещенность всего кадра с преобладанием центральной области. Как правило, центральной части придается значимость -75%, а остальным частям -25%. Центрально-взвешенный замер используется в случаях, когда сюжетно важная часть изображения занимает центральную часть кадра, при этом уменьшается влияние объектов, попадающих на края кадра, например куска светлого неба вверху кадра.)
- матричный или многозонный замер (данный вид замера построен на том, что для измерения используется фотоэлемент разбитый на ряд участков. Данные с каждого элемента поступают в вычислительный блок камеры, сравниваются с базой данных, занесенной туда производителем, и на основе этого камерой принимается решение о величине необходимой экспозиции. При расчете экспозиции учитываются многие факторы, такие как, например, расстояние до объекта, фокусное расстояние объектива, прямое или контровое освещение. Внизу приведен пример разбивки фотоэлемента на зоны.)
Каждый из представленных способов имеет свои плюсы и минусы. Одним из способов устранения грубых ошибок при экспозиции может быть принятие самостоятельного решения на основе точечного или центральновзвешенного замера и сравнение выбранной экспозиции с предлагаемой  камерой, переключив ее временно в матричный режим замера.
Экспокорре?кция

Экспокорре?кция — термин, относящийся к режиму работы фотоаппарата с автоматическим измерением экспозиции.
Экспокоррекция означает задававемый фотографом сдвиг экспозиции (сочетания времени выдержки и числа диафрагмы) относительно значения, вычисленного фотокамерой автоматически. Необходимость такой коррекции вызвана тем, что алгоритм расчёта экспозиции достаточно прост. Он считает, что все объекты имеют средне-серый цвет (18% по шкале от чёрного к белому). Если сюжет съёмки не укладывается в эту модель (а так обычно и бывает), то автоматическая система ошибается. В то время как в плёночной фотографии эта проблема не столь существенна благодаря большой фотографической широте негативной плёнки, в цифровой фотографии это может стать заметной проблемой.
Экспозиция измеряется в логарифмических единицах, которые обозначаются EV. Величина экспокоррекции задается также в этих единицах. Сдвиг экспозиции на 1 EV означает изменение количества света, попавшего на фотоматериал, в 2 раза. Например, если вычисленные камерой параметры съёмки равны 1/50 сек (выдержка) и 1:8 (диафрагма), до экспокоррекция +1 EV приведёт к съёмке с параметрами 1/25 сек и 1:8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 сек и 1:5,6 в режиме приоритета выдержки.
Обычно фотограф выбирает значение экспокоррекции на основе своего опыта, но общие рекомендации такие: съёмка светлых объектов или тёмного объекта на светлом фоне — +?…+1 EV, очень светлых — +1…+2 EV, съёмка тёмных объектов или светлого объекта на тёмном фоне — -?…-1 EV.
Современные фотокамеры позволяют вводить экспокоррекцию ступенями в 1EV, 1/2EV, а ряд профессиональных камер даже более точно. В некоторых камерах экспокоррекцию можно выставлять отдельным элементом управления, а в некоторых это возможно только в ручном режиме, изменяя либо значение диафрагмы, либо выдержки.
Фактически экспокоррекция- это изменение диафрагмы или выдержки по отношению к рекомендуемому экспонометром значению.
В режиме приоритета диафрагмы экспокоррекция влияет на величину выдержки.
В режиме приоритета выдержки экспокоррекция влияет на величину диафрагмы.
В автоматическом режиме   экспокоррекция влияет и на выдержку и на диафрагму в соответствии с внутренней логикой камеры.
В ручном режиме - экспокоррекция от отдельного элемента управления, как правило, отключается и определяется в видоискателе по специальной шкале.
При съемке с TTL вспышкой следует уточнить оказывает ли экспокоррекция влияние на работу вспышки в данной камере (вспышечная экспокоррекция).
Экспокоррекция должна быть положительной (увеличение выдержки или уменьшение диафрагмы) в следующих ситуациях: преобладание белых, светло-пастельных, светло-желтых полей; съемка против света; съемка на фоне заката или восхода солнца.
Экспокоррекция должна быть отрицательной (увеличение диафрагмы или уменьшение выдержки) в следующих ситуациях: очень темный фон, преобладание теней, темно-зеленые тона.
Величины экспокоррекции зависят от конкретной ситуации и не могут быть даны в виде, какой то точной таблицы. Самый простой способ это замерить отражение света, от какого либо серого объекта (отражение от незагорелой кожи примерно соответствует среднесерому объекту), либо замерить экспозицию в нескольких точках устраняя из кадра очень темные и очень светлые объекты и на основе этого принять решение. Более надежным способом является применение брэкетинга, т.е. снимаются несколько кадров  с различной экспозицией, а затем из них выбирается наиболее подходящий.

Использование режима контраста.

При недостаточной освещенности довольно часто приходится пользоваться вспышкой. В ходе этого возникает ряд побочных эффектов. При съемке, когда вспышка находится на камере и направлена на объект съемки, изображение получается плоским и возникает эффект "красных глаз", направление вспышки в потолок также может дать неприятные тени на лице под глазами и носом. Если вспышку вынести в сторону от камеры, то возникают глубокие темные тени, как на фото внизу.
Уменьшить глубину теней может помочь вторая вспышка, при этом надо учитывать, что действие света от вспышек на пленку должно быть в определенной пропорции 2:1 ( слабые тени) или 3:1 (более глубокие тени). На фото внизу те же объекты, что и вверху, сняты в соотношении света вспышек 2:1.
В ряде TTL камер предусмотрена возможность режима контраста выносной и встроенной вспышки в соотношении 2:1. Сначала производится экспозиция от одной вспышки, а затем от другой. В случае, если такого режима нет в камере, то вспышки необходимо перевести в ручной режим или, как вариант, задать камере такую низкую чувствительность пленки, чтобы обе вспышки работали на максимальную мощность. Затем исходя из ведущих чисел вспышек и расстояний обеспечить соответствующую экспозицию пленки, т.е. недоэкспонирование пленки более слабой вспышкой на 1 или 2 ступени экспозиции по отношению к более мощной. Более точное измерение может быть произведено с помощью флэшметра.
Помните, что при съемке, когда для рассеивания света используются различные отражатели и экраны, рассчитать экспозицию пленки достаточно сложно, так как точные коэффициенты отражения света от рассеивателей не известны.

Подсветка теней и выдержка синхронизации.

Доказано, что не рекомендуется производить съемку при ярком солнечном освещении, которое создает глубокие резкие тени, выглядящие на фотографии почти черными. Лучшие результаты получаются, когда солнце хотя бы немного прикрыто облаками и тени не такие резкие. Но порой возникает необходимость съемки при прямых солнечных лучах. При этом, если Вы например снимаете человека, стоящего боком к солнцу, то одна сторона его лица получится нормально освещенной, а другая почти черной из-за очень сильной разницы в освещенности. Выровнять освещенность и получить лучшие результаты может помочь использование встроенной или выносной вспышки.
В большинстве камер (со шторным затвором)   есть так называемую выдержку синхронизации, как правило, она составляет 1/100 сек, на профессиональных камерах 1/250 сек, на отечественных любительских камерах может иметь значение 1/30 сек. Выдержка синхронизации показывает, какое минимальное время позволяет данная камера держать затвор полностью открытым, т.е. когда первая шторка уже ушла, а вторая еще не начала двигаться. Съемка со вспышкой должна производиться либо с выдержкой синхронизации, либо с более длительной, чтобы затвор во время работы вспышки был полностью открыт.
При подсветке теней вспышкой пленка экспонируется от двух источников света: солнца и вспышки. Для получения хорошего результата необходимо, чтобы участки теней проэкспонировались всего на одну (слабые тени) или две (средне-глубокие тени) ступени экспозиции слабее, чем освещенные прямым солнечным светом участки.
Экспозиция от вспышки определяется ее ведущим числом G, диафрагмой F и расстоянием до объекта L. Нормальная экспозиция достигается при условии: F=G/L.
Экспозиция от вспышки и от солнца будут одинаковы, если расположить вспышку на расстоянии от объекта примерно равном L=0,006*G/sqrt(T).
Рассмотрим пример: съемка на пленку 100 ед., днем на открытом солнце. Минимальная выдержка 1/100 сек. cоответствует выдержке синхронизации камеры. Ведущее число встроенной вспышки G=11. Расстояние, на котором вспышка экспонирует пленку так же как солнце равно: L=0,006*11/sqrt(0,01)=0,66м.
Тот же самый расчет для камеры с выдержкой синхронизации 1/30сек дает: L=0,006*11/sqrt(0,033)=0,36м, а для 1/250сек соответственно L=0,006*11/sqrt(0,004)=1,05м.
Для выносной вспышки с ведущим числом G=40 эти величины составят соответственно 2,4м; 1,3м; 3,8м.
Для получения более глубоких теней расстояние можно увеличить до 1,5 раз.
Из приведенного выше примера видно, что оптимальную подсветку теней на расстоянии более 3-х метров на ярком солнце может дать только применение мощной вспышки и камеры с коротким значением выдержки синхронизации. В остальных случаях ( встроенная вспышка, синхронизация 1/100) света от вспышки на расстоянии более 1метра будет как правило недостаточно и можно включать вспышку в принудительный режим, не прибегая к каким-либо расчетам, при этом результат всегда будет лучше, чем без вспышки.

Влияние чувствительности пленки и экспокоррекции на работу TTL вспышки.

«Сколько людей, столько и мнений» - такая пословица подходит к нашему вопросу. Из разных источников можно получить совершенно противоречивую информацию о влиянии введенной чувствительности пленки и экспокоррекции на работу ТТL вспышки. Так для того, чтобы понизить мощность импульса вспышки рекомендуют ввести вручную большую чувствительность пленки, а затем скорректировать это значение экспокоррекцией, которая не влияет на работу TTL вспышки.
Для тщательной проверки правильности данного утверждения, было отснято несколько кадров с различными введенными значениями чувствительности пленки и экспокоррекции (cъемка производилась камерой Pentax серии MZ). Во всех случаях диафрагма оставалась неизменной. Вспышка согласованная Pentax 330FTZ.

В заключении хотелось бы сказать: фотография – это не просто бумажный хранитель информации, это наша жизнь, счастливые или грустные минуты. Нас фотографируют, когда мы рождаемся, отмечаем праздники, женимся, одерживаем победы и т.д. Фотография – это гордость каждого человека, а так же напоминание о его прошлом.

Copyright © all-foto.com

Источник: http://www.all-foto.com/

 

Экспозиция

Просмотров страницы: 16533

Смотрите также:

Комментарии


Вы не зарегистрированы у нас и не можете писать комментарии. Зарегистрируйтесь и примите участие в обсуждениях!