ТОП-5 активных
# Имя exp/сут

1  Astavi [16] 783
2  Maleo [30] 691
3  AlyN [18] 406
4  vitalik [18] 353
5  XarT [13] 349


Правда ли что все уже давно до вас сфотографировано?

Да, это так
Нет конечно





Фотоновости: новинки, технологии, события


Первые шаги


Сейчас фотография – модная тема. Стать фотографом (или хотя бы считаться им) мечтают тысячи пылких юношей и амбициозных девушек.

И совершенно нормально, что десятки и сотни сообразительных деятелей тут же увидели в этом отличный шанс подзаработать. Всевозможные фотошколы, фотокурсы и фотосеминарии появляются, как грибы после дождя, и соблазняют всех желающих, потратив от пары недель до нескольких месяцев и определенное количество дензнаков, получить наверняка очень красивый, как упаковка йохимбе или акульего хряща, сертификат с удостоверением, что податель сего является самым настоящим магистром всех фотографических наук и искусств. Возможно, и написан этот диплом будет на всех официальных языках ООН, хотя только очень доверчивый человек усомнится в том, каков реальный вес таких бумажек за границей.

Я не к тому, что все эти учебные заведения -- сплошное жульничество. Наверняка они полезны не менее, чем разные компьютерные курсы, где за 400-500 у.е. преподаватели следят за тем, чтобы учащийся регулярно читал или слушал в пересказе книгу за 400-500 руб. и выполнял написанные в ней упражнения. Какая-то польза есть наверняка. На курсах можно (в лучшем случае) освоить обращение с аппаратурой, узнать самые общие правила композиции, сочетания цветов и т.д., выучить несколько в принципе полезных профессиональных приемов (т.е. штампов) – все это, и многое другое, при наличии усидчивости можно найти в книгах за гораздо меньшую сумму и в более сжатые сроки. Проблема в том, что вряд ли курсы-школы сильно помогут в главном, что есть в фотографии -- нахождении своего, неповторимого, авторского взгляда.

Потому что это в принципе -- работа самостоятельная, узнавание поближе самого себя, своих предпочтений и интересов. Как говорил один художник, только занятия искусством могут помочь человеку понемногу искоренять собственные глупости, поскольку они очень уж заметны в работах и таким образом становятся видимы не только окружающим, но и самому их носителю. Да, критика учебных работ со стороны преподавателя исключительно полезна, но в идеале хорошо бы когда-нибудь дойти и до самостоятельной, внутренней критики своих работ -- тогда есть шанс начать исповедовать принципы не своего преподавателя, а свои собственные. И в этом плане нет лучше обучения, чем внимательное, глубокое и критическое разглядывание своих работ, подолгу и по многу раз, чтобы понять, где в них соль, что удалось и что нет, как и почему удалось и не удалось.

Рассматривать нужно в первую очередь собственные работы, хотя, конечно, не обойтись и без выставок и альбомов мастеров, у которых всегда есть чему поучиться. Ведь не секрет, что автор видит свою работу не так, как окружающие -- он знает, что он хотел ей сказать или передать, и только он может, если постарается, объективно оценить, в какой степени это ему удалось. Попробуйте так же внимательно рассматривать работы приятеля или соученика -- вероятно, очень скоро почувствуете, что лезете не в свое дело, когда своих дел по горло. Очень помогает распечатывать свои работы в большом формате и вешать на стену своей комнаты на пару недель или месяц, чтобы они постоянно были перед глазами -- тогда есть шанс их по-настоящему понять и сделать выводы. При этом по большому счету одинаково полезны для самообучения и удачные, и неудачные работы -- выводы можно делать и из тех, и из других.

Как-то знакомая принесла мне на просмотр громадную кипу своих (очень местами неплохих) карточек. Искренне хотелось сказать ей что-то полезное, а поскольку для этого нужно сначала объяснить свою точку зрения, то и пришлось быстро рассортировать все карточки на несколько кучек. В первую, как водится, самую большую, попали откровенно неудавшиеся кадры -- процент получившегося в них не оправдывал обсуждения, хотя автору все равно очень бы стоило все их внимательно пересмотреть на досуге. Во вторую -- удачно схваченные навскидку моменты и впечатления (карточки были в основном из путешествий) -- красивые тени столбов, углы улиц, отлично выхваченные фрагменты городских пейзажей. Автору эта часть работ нравилась больше всего, но объективно их можно было описать так: да, задача решена удачно, настроение передано как живое, только решенная задача была по большому счету не слишком-то грандиозного масштаба -- фонарь с настроением, не меньше, но и не больше. Третья кучка -- автор сделал все, что мог, выжал из реальности все, что можно было из нее выжать: видно, что долго ходил, примеривался, искал ракурс, искал угол, нашел все, что есть, но было-то тоже не очень много. Четвертая и довольно большая кучка -- кадр в целом не удался, но в нем есть что-то: нетипичная тема, необычный ракурс, нестандартная композиция. Это «что-то» и не позволяло соединить четвертую кучку с браком. Наконец, пятая, совсем маленькая -- абсолютно сделанные кадры, вполне достойные висеть в средней руки галерее: как говорится, тема раскрыта.

Так вот, из всей подборки интереснее всего, на мой взгляд, была именно четвертая кучка, хотя ни у кого язык бы не повернулся признать кадры в ней удачными. Но в них было что-то свое, проскользнувшее сквозь заученные штампы, правила и воспоминания о работах мастеров, из них торчали хвостики собственного, нечаянно прорвавшегося наружу вИдения. Это вИдение не было грамотным или техничным в исполнении (собственно, поэтому кадры и не удались), но оно было! За эти хвостики можно (если постараться) потянуть и вытащить на свет божий что-то действительно значимое и безраздельно свое. Его можно обнаружить, значит можно разрабатывать свою личную золотую жилу.
И это, похоже, и есть самое главное в обучении фотографии.

Иван Сапигора

http://digicam.ru/

основы фотографии

Просмотров страницы: 6181

Смотрите также:

Комментарии

1
2 июня 2009 года в 21:48 kaza 0 - +
спасибо, интересная статья про свое вИдение))



Вы не зарегистрированы у нас и не можете писать комментарии. Зарегистрируйтесь и примите участие в обсуждениях!