Цветные (окрашенные) светофильтры
Исторически первыми фотографическими светофильтрами были именно цветные фильтры. Когда первые успехи родоначальников фотографии доказали принципиальную возможность получать изображение фотографическим путем, встал вопрос правильности тонопередачи, ведь черно-белые фотоматериалы тех лет были практически нечувствительными к длинноволновому излучению, передавая на снимке, сделанном при дневном освещении, красно-оранжевые цвета гораздо более плотными тонами в сравнении с зелёными, а сине-голубые - более светлыми тонами. Для того, чтобы сделать тонопередачу более реальной, более близкой к действительности, необходимо было изменить соотношение длинноволновых и коротковолновых лучей. Легче всего это было сделать при помощи светофильтров желтого или оранжевого цвета, практически прозрачных для красно-оранжевого излучения и поглощающих значительную часть света сине-голубой части спектра. Время шло, плёнки совершенствовались - становились не только более чувствительными, мелкозернистыми, но и с более широкой и равномерной спектральной чувствительностью - после первых плёнок с несенсибилизированной эмульсией (сенсибилизация - "очувствление", т.е. изменение чувствительности фотоэмульсии к лучам света соответствующей части спектра) появились ортохроматические а затем - и панхроматические плёнки, пользуясь которыми уже можно получать фотографии с достаточно приемлемой (в большинстве случаев) тональной передачей.
Несмотря на то, что на панхроматических плёнках уже можно получить более-менее реальное изображение даже без применения светофильтров, ситуации, когда тональная передача на отпечатке полностью соответствует нашему восприятию - скорее исключение, чем правило. Это происходит как из-за специфических особенностей и ограниченных возможностей человеческого зрения, так и из-за несовершенства фотоматериалов. Поэтому применение светофильтров при съёмке на черно-белые фотоматериалы как было, так и остается актуальным и, по существу - обязательным для большинства сюжетов.
В каких случаях нужно применять светофильтры, снимая на черно-белую плёнку? В принципе, можно было бы составить своеобразную табличку, в каких условиях какой из фильтров надевать. Однако рассматривать фотографию как точную науку было бы неправильно, ведь в разных условиях и для разного художественного эффекта нужна и разная степень коррекции. Поэтому мы возьмем на себя смелость описать лишь самые явные примеры применения светофильтров, а для остальных случаев - предоставить выбор необходимого фильтра на усмотрение фотографа.
В основном принцип действия большинства окрашенных светофильтров можно описать следующим эмпирическим правилом - объекты, имеющие цвет близкий к цвету фильтра, на снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета - будут изображены более темными тонами.
Синее небо, например, за желтым светофильтром будет гораздо темнее, чем без применения фильтра, а если использовать фильтр красного цвета - то небо выйдет почти черным. В соответствии с этим правилом применение светофильтров становится не шаманством, а занятием осознанным, с достаточно понятным и предсказуемым эффектом. Единственное исключение из этого правила - это зелёная листва, которая несмотря на зелёный цвет, отражает лучи света не только зелёной части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. Поэтому при применении красного светофильтра зелёная листва не только не чернеет, а даже наоборот - светлеет.
Фильтры правильной передачи тонов
Несмотря на достижения современной химии, пока не удается создать по традиционной технологии черно-белую плёнку, по восприятию яркости цветов соответствующую особенностям зрения человека.
Как видно из графика относительной яркости спектральных цветов в восприятии глазом человека и двумя типами плёнок, панхроматическая эмульсия наиболее близка по чувствительности к человеческому глазу. Однако кривая спектральной чувствительности глаза человека имеет явно выраженный максимум в области желто-зелёных цветов (эти цвета нам кажутся самыми яркими), а для плёнки самые яркие цвета - это синий и голубой. Исходя из этих условий, напрашивается вполне очевидный вывод - для приближения восприятия плёнки к восприятию глаза нужно увеличить чувствительность плёнки в желто-зелёной области и уменьшить (когда это необходимо) излишнюю чувствительность к синей части спектра. Сделать всё это можно, прибегнув к помощи зелёного или желто-зелёного фильтра, относящихся к категории "фильтров правильной передачи тонов".
Желто-зелёный фильтр, чаще всего имеющий обозначение "X0", предназначен для правильной передачи тонов при использовании панхроматической фотоплёнки днём. Он не только повышает относительную чувствительность эмульсии плёнки к желто-зелёной части спектра солнечного света, но и снижает излишнюю чувствительность плёнки к сине-голубым лучам, которых в солнечном свете также немало.
В спектре ламп накаливания интенсивность сине-голубых лучей достаточно мала, зато преобладают лучи красно-желтых цветов. Поэтому при съемке в свете ламп накаливания для исправления тонопередачи достаточно лишь повысить относительную чувствительность плёнки в зелёной части спектра. Эту миссию с успехом выполняет светофильтр зелёного цвета, выпускаемый обычно под маркировкой "X1".
Фильтры управления контрастом
Кроме фильтров правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии часто применяются светофильтры ещё одной группы, называемые "фильтры управления контрастом". Как можно понять из названия этой группы фильтров, они предназначены для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. С какой-то стороны их действие кажется противоположным действию фильтров правильной передачи тонов - контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её "неправильной". Однако, при соответствующем применении, эти фильтры не только усиливают выразительность фотографии, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете - когда близкие яркости предметы контрастных цветов (например оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми серыми тонами.
Когда же применение таких фильтров является желательным, или даже - обязательным?
Например, пейзаж, включающий в себя небо с облаками и лес, представить несложно - большинство из фотографов и фотолюбителей что-нибудь подобное обязательно фотографировали. Лес зелёный, белые сочные облака, синее небо - именно таким мы видим этот пейзаж. При попытке же запечатлеть его на плёнке, картина получится достаточно грустная и невзрачная - черный лес и белесое небо с еле различимыми тенями облаков. При помощи точечного замера яркости можно легко определить причину такой неудачи - яркость неба на несколько ступеней выше, чем даже освещенность того же леса (да и других предметов на земле), а облака по яркости практически не отличаются от яркости неба. Поэтому для того, чтобы придать такому пейзажу на фотографии вид, в большей или меньшей мере соответствующий нашему зрительному восприятию, просто уменьшить яркость неба недостаточно, нужно ещё и увеличить контраст тонопередачи синего неба и белых облаков (которые без фильтра передаются весьма близкими тонами). Для этой цели как нельзя лучше подходят "фильтры управления контрастом" - желтый, оранжевый и красный, которые в большей или меньшей мере притемняют сине-фиолетовый свет, идущий от неба. Соответственно, небо получается более темным, более близким по тону к остальной части пейзажа, а белые облака, на передачу которых никакие фильтры не действуют, сразу становятся сочными и хорошо выделяющимися на фоне неба.
Выбор цвета и плотности фильтра в этом случае зависит от степени необходимого эффекта, требуемого в соответствии с художественным замыслом. В сравнении с оранжевым светофильтром (G), желтый светофильтр средней плотности (К2) дает меньший эффект, а красный (25А) - больший эффект.
Некоторые производители фильтры, предназначенные для управления контрастом, выпускают в большем ассортименте и с иной маркировкой. Nikon, например, кроме описанных выше трех типов - среднего желтого (обозначаемого как Y48), оранжевого (О56) и красного (R60) выпускает также светло-желтый светофильтр (Y44), и плотный желтый фильтр (Y52).
Цветные фильтры для цветной фотографии
Что касается цветной фотографии, то здесь, казалось бы, проблем с правильной передачей и разделением тонов нет - в цветной фотографии гораздо меньше условности, чем в черно-белой. Однако при съёмке на цветные фотоплёнки без цветных светофильтров также не обойтись, и вот по какой причине.
У света кроме интенсивности есть ещё один важный параметр - цветовая характеристика. Сталкиваться с этим параметром нам в обычной жизни приходится редко, ведь глаз человека обладает замечательной способностью адаптироваться не только к уровню освещенности, но и к цветовым характеристикам света. Белый лист бумаги воспринимается нами как белый независимо от характера освещения - и при освещении его солнечным светом, и при лампах накаливания. Реально заметить разницу в цветовых характеристиках света мы можем только при сравнении - например свет фонарика, который в темноте воспринимается как белый, при дневном освещении (а точнее - в сравнении с дневным светом) будет уже желто-оранжевым. Адаптировавшись к свету ламп накаливания в вагоне метро при движении под землей, сразу после выезда поезда на поверхность мы воспринимаем дневной свет как явно синий, и лишь спустя какое-то время пейзаж за окнами приобретает естественные краски, а плафоны фонарей на потолке вагона метро, соответственно, становятся желтыми.
Фотоплёнка не обладает такой гибкостью - она регистрирует цвета предметов на снимке такими, как они есть при имеющемся свете. Поэтому для регистрации на снимке цветного изображения в виде, наиболее близком к нашему восприятию, необходимо не только точно отмерить экспозицию, но и позаботиться о согласовании цветовых характеристик объекта и плёнки.
Цветовая температура
Поскольку на-глаз цветовые характеристики источников освещения и создаваемого ими света напрямую измерить нельзя, для этого пользуются достаточно дорогими специальными приборами - колорметрами (color meter - измеритель цвета), а в качестве "линейки", с которой оценивают цветовые характеристики источника света, используют понятие "цветовой температуры". Эта характеристика вводится как температура (по абсолютной шкале Кельвина), до которой нужно нагреть абсолютно черное тело, чтобы свет, испускаемый им, имел такое же распределение интенсивности лучей разной длины волны, как и свет источника, цветовую температуру которого мы хотим определить. Диапазон значений цветовой температуры для разных источников света простирается от 1800-2000К для парафиновой свечи до 10000-20000К для чистого безоблачного синего неба.
При столь большом разбросе значений цветовой температуры стоит заметить, что в съёмка как при свете свечи, так и при свете только от синего неба ведётся достаточно редко. Большинство же съёмочных ситуаций происходит либо при дневном солнечном свете (или близком к нему по свойствам свете импульсных ламп-вспышек), имеющих среднюю цветовую температуру 5500К, либо в студии при свете галогенных фотоламп (средняя цветовая температура 3200К). Соответственно, выпускаемые фотоплёнки делятся на "дневные" ("daylight"), сбалансированные таким образом, чтобы давать реальные цвета на при съёмке в условиях дневного света со средней цветовой температурой 5500К, и "вечерние" ("tungsten"), сбалансированные для съёмки при свете ламп накаливания со средней цветовой температурой 3200К ("tungsten" или "type B"). Фотоплёнки типа "А", сбалансированные для съёмки при свете перекальных фотоламп ("photoflood"), имеющих цветовую температуру 3400К, в настоящее время практически не выпускаются, а все выпускаемые ныне плёнки для съёмки в свете ламп накаливания, имеют в своём названии маркировку "tungsten" и относятся к "типу B", то есть сбалансированы для света с цветовой температурой 3200К.
Для того, чтобы иметь возможность более гибкого применения фотоплёнок в условиях разного освещения, существуют специальные плотноокрашенные светофильтры, носящие название "конверсионных" - фильтры 80-й серии (синие) и 85-й серии (оранжевые), а также - слабо окрашенные "балансирующие" фильтры 81-й серии (оранжевые) и 82-й серии (синие).
Конверсионные фильтры 80A, 80B и 80C (на оправе также может быть также обозначена альтернативная кодировка - например фильтр 80В часто обозначается как А12, B12 или KB12). Эти фильтры, окрашенные в синий цвет, дают возможность использовать плёнку, сбалансированную для дневного света (5500К), для съёмки при лампах накаливания различных типов, увеличивая (для плёнки) цветовую температуру источника света.
Фильтр 80А - самый плотный, он увеличивает цветовую температуру с 3200К до 5500К и позволяет снимать при свете галогенных ламп. На практике иногда его эффект оказывается чрезмерным - тона изображения получаются чуть холодноватыми, и фотографы более охотно применяют в этом случае менее плотный фильтр 80В.
Светофильтр 80В предназначен для конверсии света перекальных фотоламп (цветовая температура 3400К). Фильтр 80В также можно использовать совместно и с галогенными лампами (3200К). В этом случае коррекция не всегда получается достаточной (иногда остается незначительный желто-красный оттенок), однако зачастую это легко исправляется коррекцией при печати фотографий, а при съёмке на слайды небольшой оставшийся тёплый оттенок зачастую выглядит вполне привлекательно.
Самый светлый из 80-й серии фильтр - 80С - предназначен для весьма специфической цели - конверсии света одноразовых (магниевых или алюминиевых) ламп-вспышек (цветовая температура 3800К) до температуры 5500К. Также этот фильтр хорош для тех случаев, когда необходимо скорректировать излишнюю теплоту освещения сразу после восхода солнца или незадолго перед его закатом.
Конверсионные фильтры оранжевого цвета 85-й серии производят обратное действие - они понижают цветовую температуру источника света для того, чтобы использовать плёнки, предназначенные для ламп накаливания (tungsten), при дневном свете. Самый плотный фильтр 85В снижает цветовую температуру дневного света (5500К) до 3200К, позволяя снимать при дневном свете на плёнки, сбалансированные к температуре 3200К (так называемые плёнки "типа B", к которому относится большинство ныне выпускаемых плёнок для ламп накаливания). Менее плотные светофильтры этой серии - 85 и 85С - конвертируют дневной свет 5500К в свет с цветовой температурой 3400К (плёнки для ламп накаливания "типа А") и 3800К соответственно. Также их можно применять при съёмке на плёнку, сбалансированную к свету с цветовой температурой 3200К, при свете с цветовой температурой ниже, чем 5500К - например утром, сразу после восхода Солнца, или ближе к его закату.
Безусловно, далеко не все источники света имеют стандартные характеристики. А значит - возникает необходимость "подстраивать" цветопередачу плёнок со стандартными характеристиками под нестандартные источники света. Делается это при помощи специальных слабоокрашенных светофильтров синего и янтарного цвета, называемых "балансирующими".
Для более удобного применения и более понятной классификации балансирующих светофильтров по производимому эффекту каждый фильтр имеет характеристику в миредах (или "майред" - в русскоязычной литературе прижились оба варианта транслитерации).
Миред (mired - micro reciprocal degrees) - это обратная цветовой температуре в кельвинах величина, умноженная на 1000000. Такая характеристика эффекта светофильтра удобнее, чем цветовая температура - сдвиг в миредах является постоянной величиной для фильтра, в то время как изменение фильтром цветовой температуры будет различным в зависимости от температуры исходного света. Синеватые фильтры, повышающие цветовую температуру, имеют отрицательный сдвиг в миредах, а оранжево-розовые, понижающие цветовую температуру, соответственно имеют положительный сдвиг в миредах. Большинство изготовителей фильтров пишут эту характеристику фильтра на оправе, обозначая фильтры оранжевого цвета буквой R (red - красный), KR или A (amber - янтарный), а фильтры синего цвета - буквой B (blue - синий) или KB, после которых идет цифра сдвига в декамиредах (десятках миред). Например фильтр B12 (обозначаемый также как 80В) - синий, уменьшает цветовую температуру на 120 миред.
Для определения необходимого цветового сдвига и выбора соответствующего светофильтра удобно воспользоваться номограммой.
Балансирующие светофильтры серии 81 (81А, 81В и 81С) понижают цветовую температуру, "съедая" нежелательный холодный (синеватый) оттенок, появляющийся от завышенной цветовой температуры освещения, при котором ведется съёмка. Фильтр 81А, самый прозрачный из всей 81-й серии, предназначен для исправления незначительных отклонений цветовой температуры - например он достаточен для коррекции холодного оттенка, появляющегося при съёмке в тени или в случаях, когда Солнце закрыто дымкой. Светофильтры 81В и 81С дают более выраженный эффект "утепления" света - их применение может восстановить правильную цветопередачу в случаях съёмки при свете неба, имеющего "стальной" цвет, при съёмке в помещении со стенами "холодных" цветов.
82-ая серия балансирующих фильтров, наоборот, предназначена для того, чтобы избавиться от излишней "теплоты" на снимках, сделанных при свете с более низкой цветовой температурой, чем рассчитана плёнка. В 82-ую серию входят фильтры 82А, 82В и 82С, имеющие синеватую окраску. К примеру, светофильтр 82В позволяет вести съёмку при свете бытовых ламп накаливания (2900К), применяя плёнку, сбалансированную для света галогенных ламп (3200К). От плотности применяемого фильтра зависит и степень получаемого эффекта.
Светофильтры 82-й серии можно комбинировать при использовании друг с другом и со светофильтрами 80-й серии для достижения желаемого эффекта коррекции. Точно таким же образом можно использовать светофильтры 81-й и 85-й серий.
Использование слабоокрашенных балансирующих светофильтров (особенно 81А и 82А) редко оправдано при печати фотографий в минилабораториях - эффект от их применения при съёмке чаще всего практически незаметен на минилабных отпечатках.
Фильтры FL-W и FL-D
Понятие "цветовая температура" является хорошим критерием для оценки света, испускаемого раскаленными источниками - например Солнцем или лампами накаливания. В свете таких источников, независимо от их цветовых характеристик, присутствуют (пусть и в разных количествах) лучи всего видимого спектра. В отличие от раскаленных источников света, имеющих непрерывный спектр излучения, у люминесцентных и газоразрядных источников света спектр излучаемого света имеет прерывистый (линейчатый) характер. Для таких источников понятие "цветовой температуры" - не совсем корректно, ведь их излучение нельзя сопоставить с излучением нагретого тела. Но это ещё пол-беды. Самое неприятное заключается в том, что фотоплёнка может воспринимать свет таких источников совершенно по-иному, чем наши глаза.
Наиболее распостраненные источники света такого типа - люминесцентные лампы, известные под названием ламп дневного света. Свет их, действительно, воспринимается нашими глазами как близкий к дневному. Но при попытке фотографирования в свете таких ламп на цветную фотоплёнку, предназначенную для дневного света, мы получим изображение в зелёно-голубых тонах. Причина такой неприятности заключается в линейчатом (прерывистом) характере спектра излучения от люминесцентных ламп - вся мощность излучения сосредоточена в нескольких довольно узких полосах спектра. А поскольку как светочувствительные слои плёнки, так и наши глаза имеют повышенную чувствительность к одним зонам спектра света, и заметно сниженную чувствительность к другим, то идентичности восприятия света источников с линейчатым спектром излучения плёнкой и глазами ожидать не приходится - неравномерность чувствительности глаза и плёнки к разным участкам спектра света сильно отличается друг от друга.
Производители осветительных приборов, безусловно, ведут борьбу в этом направлении. Уже даже выпускаются люминесцентные осветительные приборы, создающие свет практически идентичный дневному, и не требующий коррекции для правильного воспроизведения его плёнкой. Однако они пока ещё достаточно дороги и распостранены мало, а у основной массы типов применяемых ламп "дневного света" спектр излучения имеет общий недостаток - практически полное отсутствие пурпурной составляющей (лучей синего и красного участков спектра), придающий изображению на фотографии неестественный зеленый оттенок.
Для коррекции этого неприятного явления, носящего название "зелёного сдвига", выпускаются специальные светофильтры розового и розовато-коричневого цвета, носящие названия FL-W и FL-D (FL-Day). Фильтр FL-Day предназначен для использования с лампами "дневного света", имеющими измеряемую цветовую температуру порядка 6500К, а для съёмки при свете ламп "белого света" (4200К - 4800К) или "теплого белого света" (3000К), применяется фильтр FL-W. Конечно, спектр ламп различных типов и разных производителей отличается, да и разные фотоплёнки по-разному воспринимают свет люминесцентных ламп. Поэтому результаты использования светофильтров FL-Day и FL-W могут различаться для различных плёнок и разных ламп, хотя на практике применение этих фильтров дает, как правило, хороший результат, требуя в некоторых случаях лишь незначительной дополнительной коррекции. При выборе для покупки какого-то одного из фильтров - FL-Day или FL-W - есть смысл проанализировать условия, в которых планируется его применение, ведь люминесцентные лампы "дневного" и "белого" света встречаются одинаково часто. Впрочем, при отделке объектов коммерческой съёмки - современных офисов и магазинов, лампы "белого" и "теплого белого" света встречаются чаще, а значит и фильтр FL-W может оказаться наиболее востребованным.
"Дидимиум"-фильтры
В настоящее время появились светофильтры, которые на первый взгляд хочется тоже отнести к окрашенным светофильтрам. Однако у фильтров, носящих общее название "дидимиум" ("didymium filters") спектральная характеристика пропускания не плавная, как у окрашенных фильтров, а изрезанная - с резкими пиками и глубокими провалами коэффициента пропускания. Благодаря такой особой характеристике пропускания, фильтры этого класса обладают избирательным действием - делают более насыщенными одни цвета, практически не влияя на передачу остальных. В каталоге HOYA "дидимиум"-фильтры представлены под названиями INTENSIFIER, GREEN FIELD, BLUE INTENSIFIER и PORTRAIT. Светофильтр INTENSIFIER делает более насыщенным красный цвет, а фильтры GREEN FIELD и BLUE INTENSIFIER подчеркивают зеленые и синие цвета соответственно. Похожий эффект производит и фильтр PORTRAIT, подчеркивающий цвет кожи человека.
Эффектные фильтры (насадки) не являются необходимыми для точной передачи на снимке фотографируемого объекта. Они служат для совершенно противоположной цели - видоизменить изображение для получения выразительного художественного эффекта. Названия эффектных фильтров и насадок одного эффекта у разных производителей не отличаются каким-то однообразием. Поэтому, дабы упростить изложение тем, посвященным эффектным и специальным фильтрам, в качестве примеров их устройства и эффекта последних мы опять будем приводить соответствующие фильтры HOYA.
"Звездные" насадки
На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.
Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.
Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.
"Лучистый" эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света - Солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение "звездных" фильтров для высококонтрастных сюжетов - например при съёмках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съёмку лучше вести на средних (5.6 - 8) или более открытых диафрагмах. Применяя "звездные" фильтры на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах, следует помнить о большой глубине резкости задиафрагмированного объектива - в резкость может попасть структура, вытравленная на поверхности фильтра. Кроме того, такая комбинация обладает ещё одним эффектом, также выглядящим весьма неприятно - при расположении источника света близко к краю кадра, лучи от него могут изгибаться. Владельцам видеокамер, желающим воспользоваться эффектами фильтров типа cross screen, Star Six или подобными, как правило лучше отказаться от автоматической фокусировки, норовящей наводить резкость только на поверхность фильтра (особенно этот эффект выражен при съёмке в условиях низкой освещенности).
При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры "звездного" типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съёмке портретов, когда излишний контраст, выражающийся в "жесткости" изображения, является нежелательным.
Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.
Насадки "мягкого" фокуса
Для получения особого "мягкого" изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно лишается излишнего микроконтраста, придающего изображению на фотографии излишне "жесткий" и грубый рисунок. Как правило, в софт-фокусных объективах эффект "мягкого" изображения создается за счет неисправленной (или намеренно вносимой при расчете оптической схемы) остаточной аберрации (как правило - сферической, чтобы эффект можно было применять не только на черно-белых, но и на цветных фотоматериалах). Эффект "мягкого фокуса" в этом случае получается за счет наложения резкого и расфокусированного изображений, получающихся в результате несовпадения плоскости фокусировки краевых и центральных лучей. Более дешевым, а значит - и более популярным методом получения смягченного изображения являются специальные оптические насадки на обычный съемочный объектив, называемые "фильтрами мягкого фокуса". Такие насадки, будучи установленными перед объективом, видоизменяют исходное изображение - несколько уменьшают общий контраст снимка и значительно снижают его микроконтраст. При этом изображение становится одновременно и резким, и слегка размытым (в отличие от изображения, даваемого расфокусированным объективом). Особенно красивый и приятный эффект в результате применения софт-фильтров получается в тех случаях, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении применение смягчающих насадок может в отдельных случаях даже привести к неприятным эффектам - "размыливанию" и "ватности" изображения. Поэтому максимально эффективное применение смягчающих фильтров всегда требует проб и экспериментов.
К сожалению, в названиях насадок мягкого фокуса у разных производителей не только не наблюдается какого-то общего подхода, а даже наличествует довольно значительная путаница. К примеру фильтр, эффект которого обусловлен концентрически протравленными на его поверхности канавками, в каталоге фильтров B+W (производимых Schneider-Kreuznach) значится как SOFT FOCUS, а HOYA представляет аналогичный по устройству фильтр под названием DUTO. В то же время c названием DUTO продаются фильтры под маркой Kaiser, производящие эффект аналогичный фильтрам DIFFUSER у HOYA. Фильтр DIFFUSER от Cokin весьма похож как по устройству, так и по эффекту на фильтр HOYA SPECTRAL CROSS. Кроме неоднозначности с названиями, многие фильтры, несмотря на близкое по внешнему виду устройство (например B+W SOFT-IMAGE, CARL ZEISS SOFTAR и HOYA SOFTENER), значительно отличаются по производимому эффекту. И это ещё не всё! Объективы разной конструкции, даже идентичные по фокусному расстоянию, по-разному "воспринимают" многие насадки мягкого фокуса, особенно это касается зум-объективов. Поэтому софт-фильтров и выпускается такое количество, чтобы каждый фотограф мог подобрать под свою оптику, манеру съёмки и желаемый эффект фильтры, которые и будут для него "самыми лучшими". Некоторые насадки "мягкого фокуса" выпускаются двух-трех градаций по степени возрастания вносимого эффекта. Тогда в маркировку такого фильтра дополнительно добавляется буква (А или В) или цифра (1, 2 или 3) по степени увеличения эффекта. Например, фильтр HOYA SOFTENER B дает более выраженный эффект смягчения изображения, чем HOYA SOFTENER А.
В нашем обзоре мы в качестве примеров насадок разного назначения и устройства, смягчающих изображение, приведем софт-фильтры HOYA (fog filter, diffuser, duto, softener, spectral cross), представляющие все наиболее часто применяемые методы получения "мягкого" изображения.
Смягчающий изображение эффект фильтра Softener построен на наложении на основное (резкое) изображение множества дополнительных расфокусированных изображений. Достигается такой эффект при помощи определенного количества миниатюрных линзочек, похожих на капельки воды, в произвольном порядке расположенных на прозрачной плоскопараллельной поверхности этого фильтра. Каждая линзочка, расположенная на поверхности фильтра, создает вместе с объективом свою собственную оптическую систему (подобно паре объектив + насадочная линза для макросъёмки). Оптическая сила каждой такой линзочки складывается с оптической силой объектива, соответственно - каждая такая система будет иметь меньшее фокусное расстояние, чем фокусное расстояние объектива. Поскольку объектив наводится на резкость по основному изображению (которое создается светом, прошедшим через фильтр минуя линзочки), все дополнительные изображения будут приходить к плёнке расфокусированными (нерезкими). Визуально эффект фильтра Softener проявляется в светящихся ореольчиках на границах света и тени, а также - в смягчении общего контраста снимка. Исходя из природы эффекта, который дает фильтр Softener, легко объяснимы и особенности его применения. Эффект, даваемый фильтром такого типа, значительно изменяется в зависимости от фокусного расстояния объектива (чем больше фокусное расстояние объектива, тем эффект сильнее) и диафрагмы, при которой ведется съёмка (чем больше закрыта диафрагма, тем эффект слабее). Фильтры этого типа нежелательно применять на широкоугольных объективах и сильно задиафрагмированных объективах - в этом случае не только практически исчезает эффект смягчения изображения, но и контуры линзочек становятся хорошо заметными на снимке, производя эффект заляпанного дождевыми каплями стекла.
Поверхность фильтра Diffuser, кажущаяся просто неровной, на самом деле представляет собой совокупность коротких канавок неправильной формы и очень маленькой глубины с отполированной поверхностью. Такая структура поверхности фильтра Diffuser приводит к весьма специфическому эффекту - общий контраст снимка практически не уменьшается, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а резкость мелких деталей - значительно падает. Применение фильтра Diffuser оправдано в первую очередь в портретной съёмке при мягком освещении, давая возможность получить при мягком освещении не слишком резкое, но и не "ватное" или "мыльное" изображение.
Эффект фильтра Duto обусловлен концентрическими кольцевыми канавками, вытравленными на его поверхности. Большая часть света, создающая основное изображение, проходит между канавками без изменений. Оставшаяся часть, падая на поверхность канавок, рассеивается, понижая тем самым общий контраст фотоснимка. Кроме этого, благодаря концентрическому расположению канавок, фильтр Duto обладает дифракционными свойствами - например точечные источники света, попавшие в кадр, получают радужные ореольчики, а блестящие или светлые пряди волос (в зависимости от их положения) не становятся просто нерезкими, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а превращаются во что-то непонятное, но красивое - текущее и струящееся. Эффект этого фильтра при диафрагмировании изменяется - на более открытых диафрагмах преобладают рассеивающие свойства, а на средних и закрытых заметнее становятся дифракционные эффекты.
Фильтр Spectral Cross сделан в виде очень мелкой растровой сетки, обладающей и дифракционными свойствами. Поэтому эффект от применения фильтра Spectral Cross одновременно близок как к эффекту фильтра RAINBOW-SPOT, так и эффекту фильтра cross screen.
На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка. При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter (в отличие от остальных насадок мягкого фокуса) достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.
Среди эффектных фильтров, применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемсти. К таким насадкам в каталоге HOYA отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).
Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.
soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.
color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.
misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект типа того, что получается при изменении фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.
Фильтры специального назначения
Фильтр CENTER ND имеет разную оптическую плотность - в центре больше (2х), дальше от центра окраска менее плотная, а на краю фильтр уже прозрачен. Такой специфический эффект становится необходимым, например, при использовании широкоугольных объективов на профессиональных форматных камерах. Фильтр CENTER ND изготавливается по достаточно сложной технологии - он представляет собой склеенные сферическими поверхностями друг к другу плоско-выпуклую линзу из окрашенного стекла и плоско-вогнутую линзу из бесцветного стекла.
У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из двух половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего встречаются сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/P) цветов. Для улучшения оптического качества (устранения неравномерности коэффициента преломления и устранения бликообразования на границе раздела) такие светофильтры изготавливают не из двух половинок окрашенных в массе стеклянных фильтров, а в виде "бутерброда" из двух тонких пластинок высококачественного оптического стекла, между которыми зажаты окрашенные в разные цвета желатиновые фолиевые фильтры.
Трехцветные светофильтры (TRICOLOR) изготавливаются по той же технологии, как и двухцветные (dual-color), но окрашенные в разные цвета желатиновые фолии располагаются либо тремя секторами (TRI - triangle), либо тремя параллельными линиями (PARA - parallel). Как правило, наиболее интересный эффект дает комбинация основных (зеленый-красный-синий), либо дополнительных (голубой-желтый-пурпурный) цветов.
При монтаже эффектных светофильтров типа TRICOLOR или dual-color в круглых резьбовых оправах, последние делают вращающимися для свободного управления эффектом. Применяют такие светофильтры в основном в цветной фотографии для получения особых художественных эффектов.
Полуфильтры (HALF COLOR) могут быть аналогичны по устройству фильтрам dual-color, но иметь окрашенной только одну половину фильтра, вторая же остается прозрачной. Стеклянные полуфильтры выпускаются обычно круглой формы, и монтируются (аналогично фильтрам dual-color) во вращающейся резьбовой оправе. Иная технология получения наполовину окрашенного светофильтра применяется в случае изготовления его из оптической пластмассы. В этом случае "половинчатая" окраска производится частичным погружением заготовки будущего фильтра в раствор специального красителя. Изготовленные из оптической пластмассы полуфильтры имеют, как правило, прямоугольную форму, и предназначены для использования в компедиумах (например - в системе эффектных светофильтров Cokin). Полуфильтры выпускаются достаточно широкой гаммы расцветок, позволяющих широко применять фильтры этого типа не только для спецэффектов при съёмке на цветную плёнку, но и использовать их для получения более правильной тональной передачи как в черно-белой, так и в цветной фотографии. Например, полуфильтры желтого, оранжевого и красного цветов можно использовать для коррекции тональной передачи неба на черно-белых снимках, а полуфильтры серого цвета (обычно выпускаемые нескольких градаций плотности) - для аналогичного использования при съемке на цветную пленку. Также, специально для использования в пейзажной фотографии в целях притемнения неба, выпускается аналогичный по устройству нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшающий экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не внося изменений в экспозицию остальной части кадра.
Светофильтры HALF COLOR, HALF NDx4, dual-color и TRICOLOR имеют общую особенность - эффект, получаемый с их помощью, в значительной мере варьируется в зависимости от фокусного расстояния и конструкции объектива, а также - диафрагмы, при которой ведется съёмка. Чем короче фокусное расстояние объектива, чем дальше от объектива (точнее - от передней фокальной плоскости объектива) находится светофильтр и чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем более резкими и четкими выходят на снимке границы перехода между цветами. Соответственно, обратные действия - применение более длиннофокусной оптики и открывание диафрагмы приводят к большему размытию этой границы. Для регулировки этого эффекта в достаточно широких пределах можно использовать диафрагмирование объектива. Получающийся эффект хорошо виден в видоискателе фотоаппарата при закрытой до рабочего состояния диафрагме, поэтому его достаточно легко контролировать при помощи функции DOF-preview (depth of field preview - просмотр резко изображаемого пространства), которую имеет часть фотоаппаратов.
У градиентных (gradual color) светофильтров, подобно полуфильтрам (half color), окрашена лишь половина поверхности фильтра, однако граница раздела окрашенной и неокрашенной частей светофильтра не резкая, как у half color, а плавная - плотность окраски на протяжении 1/3 - 1/4 диаметра фильтра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности. Достигается такая специфическая окраска достаточно сложным способом - многократными последовательными погружениями акриловой пластины в слабый раствор красителя, проникающего в молекулярную структуру материала будущего фильтра, при этом проводится тщательный контроль плотности получающейся окраски. Фильтры такого типа выпускаются как серого цвета (gradual gray), так и окрашенными в другие цвета - например в желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и так далее. Применяются эти светофильтры для того, чтобы окрасить (цветные фильтры) или уменьшить яркость (серые фильтры) одной части изображения, не оказывая влияния на остальное изображение. Для удобства использования круглых светофильтров gradual color их устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением. Еще больше возможностей дает применение светофильтров с градиентной окраской, изготовленных в виде прямоугольных пластин для использования в компедиуме (например - система фильтров Cokin) - в этом случае светофильтр можно не только поворачивать на любой угол, но и смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра в определенных пределах.
Применение в фотосъёмке градиентных светофильтров gradual color в целом аналогично использованию окрашенных полуфильтров HALF COLOR. Основная разница между ними заключается характере передачи на снимке границы между окрашенной и неокрашенной половинами фильтра - у светофильтров gradual color граница окраски, независимо от фокусного расстояния и диафрагмы объектива, всегда остается мягкой и плавной, что позволяет применять светофильтры gradual color при малых значениях диафрагмы и с широкоугольными объективами, избегая излишней грубости перехода, имевшей бы место в случае применения в таких условиях фильтров типа HALF COLOR.
Набор POP FILTER SET состоит из трех светофильтров, окрашенных в три основных цвета - красный, синий и зеленый. Тройное экспонирование кадра поочередно за каждым из этих светофильтров в сочетании с применением штатива позволяет достичь нескольких необычных эффектов, основанных на аддитивном сложении света. Поскольку красный, синий и зеленый свет в сумме дают белый свет, то те предметы, которые оставались неподвижными в течение всех трех экспозиций, получаются на снимке в естественных цветах, а передвигавшиеся от экспозиции к экспозиции - автоматически окрашиваются. Другой вариант экспонирования с применением набора POP FILTER SET - уже для неподвижных предметов, но с освещением, меняющим свой световой рисунок. Такой набор светофильтров, будучи укрепленным на вращающейся турели (для быстрой и удобной смены фильтра) носит название "затвора Харриса". Чтобы вычислить правильную экспозицию для получения сбаланстированного в цветовом отношении кадра при применении набора фильтров POP FILTER SET, нужно уменьшить исходное значение экспозиции (без применения фильтров и для однократного экспонирования) на 1.5 ступени (в 3 раза), а потом, рассчитывая длительность экспонирования за каждым фильтром, увеличивать полученное время в соответствии с кратностью каждого из фильтров.
Фильтр "двойники" (dual-image)
При помощи мультиэкспонирования можно создавать очень необычные и запоминающиеся снимки - например два изображения одного и того же человека в разных частях кадра. Но применить многократную экспозицию на таком сюжете легко лишь в случае съемки на темном фоне, ведь в ином случае эффект будет совсем другим - вместо четкого и сочного изображения получится полупрозрачное. Но и в случае, когда сюжет с "двойниками" предполагается снимать не на черном фоне, выход есть. Решить проблему поможет специальная насадка dual-image, представляющая собой вращающуюся оправу с укрепленным в ней "бутербродом" из двух тонких стеклянных пластинок и тонкой черной непрозрачной пленки таким образом, что половина фильтра полностью прозрачна, а вторая - совершенно непрозрачна. Съемка с такой насадкой не столь проста, как кажется на первый взгляд. Аппарат обязательно должен быть укреплен на устойчивом штативе, взводить затвор следует очень аккуратно, чтобы не сместить аппарат (а еще лучше, когда взвод затвора аппарата производится встроенным или навесным моторным приводом). Фокусировку и режим экспонирования также стоит переключить в ручной режим, ведь перекрывая половину поверхности объектива, насадка dual-image не позволит нормально работать ни автоматике наводки на резкость, ни экспозиционной автоматике. Диафрагму при использовании насадки dual-image следует выбирать более закрытую (не менее чем до 8 - 11, соответственно подобрав выдержку для правильного экспонирования плёнки) - это необходимо для получения более четкой границы раздела между двумя половинами изображения.
Полулинза (split-field) - представляет собой вращающуюся оправу, в которой укреплена половина от линзы, аналогичной используемой при макросъёмке. Данная насадка позволяет достичь нескольких достаточно необычных эффектов, управляя резкостью переднего и заднего плана одновременно, например - делая одновременно резкими цветы на переднем плане и красивый особняк на заднем плане. Применение полулинзы может потребовать выбора фокусного расстояния и изменения диафрагмы объектива для выбора наилучшего эффекта - при изменении как диафрагмы, так и фокусного расстояния объектива значительно изменяются отношение расстояния наводки на резкость (отдельно для переднего и заднего плана), глубина резкости (соответственно - для каждого плана) и четкость линии, отделяющей передний план (снимаемый через линзу) от заднего плана, снимаемого без линзы.
Уход за светофильтрами и оптическими насадками
Со светофильтрами и оптическими насадками следует обращаться так же осторожно и аккуратно, как и с объективами - ведь от их состояния в итоге зависит и качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (фильтры с резьбовым или байонетным креплением), или за кромки (желатиновые и прямоугольные пластмассовые фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и, как следствие - возникновения внутренних напряжений в материале фильтра.
Желательно также содержать светофильтры в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности светофильтра. А ведь даже незначительные повреждения поверхности фильтра ухудшают его свойства. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же средства и методы, что и для очистки других оптических поверхностей - сдувание пыли и других сухих загрязнений при помощи струи воздуха грушей (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, её прийдется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики. В состав таких наборов обычно входят флакон со специальным растворителем, не повреждающим просветляющее покрытие фильтров и объективов, и специальная мягкая безворсовая ткань, подвергнутая антистатической обработке. Очистку сильно загрязненного светофильтра лучше проводить в два этапа - сначала слегка влажной от смачивания в растворителе тканью смыть загрязнения спиральными движениями от краев к центру, а потом другим (чистым и сухим) участком ткани - вытереть поверхность фильтра спиральными движениями от центра к краям светофильтра. При необходимости этот цикл операций прийдётся повторить ещё раз. Влажная чистка светофильтра - операция достаточно сложная, требующая опыта и применения только специально предназначенных для этого средств. Категорически не допускается использование бытовых или промышленных растворителей, сажи, "влажных" тканевых и замшевых салфеток для протирки очков, равно как и иных предметов и веществ, могущих привести к повреждению просветляющего покрытия фильтра или объектива, материала и покрытия оправы, целостности склееных оптических элементов и иным прискорбным последствиям.
В случае сомнений или неуверенности в своих силах, мы рекомендуем доверить операцию по очистке загрязненного фильтра или объектива квалифицированным специалистам сервис-центров, обслуживающих фотоаппаратуру и оптику.
К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить ещё более осторожно - поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно - повредить её легче. К тому же, от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и к чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо больше, чем у стеклянных.
Хранение светофильтров и оптических насадок
Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объём), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными "кошельками"-кляссерами для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой процедуры для поверхности фильтров. Подобные "кошельки" для фильтров необходимо содержать в идеальной чистоте - даже мельчайшие пылинки могут причинить значительные повреждения поверхности фильтров.
Резюме
Мы в нашем обзоре постарались охватить большинство основных типов выпускаемых светофильтров и оптических насадок (хотя на стопроцентный охват всего рынка насадок на объективы мы не претендуем). В любом случае общее количество представленных в обзоре типов светофильтров и оптических насадок получилось весьма значительным. И, конечно, у читателя скорее всего возникнет вполне резонный вопрос:
- А нужно ли их покупать все сразу?
Безусловно, все сразу - не нужно. Тем более что затраты на эти покупки выливаются в круглую сумму денег. Поэтому мы решили взять на себя смелость рекомендовать начинать покупку светофильтров с нескольких наименований, которые наверняка понадобятся.
Фильтры постоянного ношения для каждого объектива. В этом качестве наиболее универсальный вариант - это ультрафиолетовый фильтр (UV). На длиннофокусных объективах также можно применять в этом качестве фильтр SKYLIGHT - он, кроме защиты объектива, ещё и корректирует цветопередачу при портретных съёмках на солнце, практически не влияя на цветопередачу в остальных случаях.
В набор специфических светофильтров, применяемых в цветной фотографии чаще всего, мы рекомендуем включить конверсионный фильтр 80В (для съёмки на "дневные" плёнки при лампах накаливания) и балансирующий фильтр 81В (для устранения излишне "холодного" оттенка при некоторых видах освещения). В интерьерной съёмке будет полезен также фильтр FL-W.
Для работы с черно-белой плёнкой обязательно пригодятся желто-зеленый или зеленый светофильтры (X0 или X1), а также классически применяемые в пейзажной фотографии желтый и оранжевый светофильтры.
Из универсальных светофильтров, используемых как в черно-белой, так и в цветной фотографии, также наиболее часто применяется поляризационный фильтр, причем мы рекомендуем остановиться на покупке циркулярного поляризатора с мультипросветлением обеих поверхностей.
Ну а дальнейшие покупки фильтров есть смысл производить с учетом индивидуальных потребностей, зависящих от стиля съёмки и применяемых объективов, освещения и фотоматериалов. Надеемся, что наш обзор даст вам необходимую для этого информацию.
(с) Сергей Дубильер (Sergey Dubiljer), 2001
dubiljer@in.dp.ua
http://www.photoweb.ru/
Список использованной литературы
- Горицын В.Ф. Фотографические светофильтры. К.: Технiка, 1986
- Гурлев Д.С. Справочник по фотографии (светотехника и материалы). К.: Технiка, 1986
- Дмоховский В.В. Применение светофильтров в натурной съемке. М.: Искусство, 1956
- Килпатрик Д. Свет и освещение. М.: Мир, 1988
- Митчел Э. Фотография. М.: Мир, 1988
- Трачун А.И. Современная фотоаппаратура. К.: Технiка, 1988
- Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии. М.: Мир, 1989
- Хеджкоу Дж. Искусство цветной фотографии. М.: Планета, 1988
- Хеймен Р. Светофильтры. М.: Мир, 1988