Павел Лосевский
Поговорим о большой выдержке. Определим ее, как выдержку позволяющую получить динамически смазанный объект в кадре. Причем смазаны могут быть как главный, так и второстепенный объект, то есть фон. Эта статья покажет, какие разнообразные сюжеты, полные напряжения и динамики и не только, может помочь нам запечатлеть большая выдержка.
Фотографирование спорта наиболее близкий жанр для нашей статьи, потому что только на очень коротких выдержках можно “заморозить” спортсмена.
Фото 1
На фото 1 мы видим картинг. В данном случае был кадр и сделанный по правилам динамического сюжета с пустым пространством перед движущимся объектом. Но я выбрал этот снимок, потому что здесь карт занимает почти весь кадр, он отлично смазан, кроме того, мы даже можем разглядеть эмоции гонщика. В правом нижнем углу виднеется колесо соседнего карта, значит, нам удалось запечатлеть самый острый момент – попытку обгона. Между делом мы вывели правило: если знаешь для чего, то любые правила можно нарушать.
Фото 2
В одном из отелей Египта был сделан снимок 2, на котором запечатлен танцор, вращающийся с юбкой над головой. Очень завораживающее зрелище. Есть такой орден вращающихся дервишей. Вращаясь, они входят в мистический транс. А некоторые из них вынимают стволы, расставляют руки в стороны и крошат в капусту все вокруг. Но в данном случае закончилось все благополучно. Здесь была применена медленная синхронизация (режим “slow”), которая помогла выделить одну из фаз движения. В таком режиме срабатывает вспышка в начале или в конце выдержки, освещая передний план. А уж сама длинная выдержка прорабатывает задний план.
|
|
Фото 3 |
Фото 4 |
Не менее действенный способ отразить динамику в кадре – это заставить смазаться фон в кадре. На снимке 3 искусственная волна в аквапарке неплохо с этим справилась, а серфер старался оставаться неподвижным в кадре. В свою очередь на фото 4 автору пришлось сесть в соседнее кресло карусели, чтобы “оторваться” от фона. Здесь вспышка в режиме “slow” помогла улучшить очертания главной героини и отразить часть интерьера аттракциона.
Фото 5
Снимок с каруселью привел нас к приёму съемки с “проводкой”. Суть этого метода заключается в ведении фотоаппарата за движущимся объектом таким образом, чтобы объект не смещался в рамке видоискателя. Здесь будет полезен следящий фокус, чтобы в нужный момент ведения нажать на спуск. При выдержке 1/30-1/60 можно получить снимок 5, где смазанный фон помог передать движение покупателей по супермаркету.
Большая выдержка может убрать движение из кадра. Фотографируя ночной город со штатива выдержкой порядка 5 секунд, можно “растворить” движущихся пешеходов. На фото 6 как раз показан предельный случай с исчезающими людьми-привидениями. Добавить еще немного экспозиции, и тени пропадут из кадра, и фото выпадет из темы нашей статьи, так как на нем не будет больше движения. Мальдивский вариант привидений – танцующие аборигены на снимке 7 (режим “slow”).
|
|
Фото 6 |
Фото 7 |
Еще одно необычное сочетание – динамический натюрморт. На фото 8 большая выдержка раскрывает характер сувенира “вечный двигатель”. Но если вдруг все вокруг замерло, и нам некуда приложить свою большую выдержку - не стоит отчаиваться. Повращаем сам фотоаппарат, и у нас в кармане фото 9 с живой и эмоциональной новогодней ёлкой.
|
|
Фото 8 |
Фото 9 |
Обратимся к следующему фото 10, на нем искры костра рисуют замысловатые фигурки. Не даром говорят, что на воду и огонь можно смотреть бесконечно. Еще одна стихия огня – это салют, который преображает ночное небо своими огромными шарами (фото 11).
|
|
Фото 10 |
Фото 11 |
Можно ли укротить огонь? Можно. Вечером у костра возьмите уголек, поставьте фотоаппарат на штатив, установите большую выдержку и рисуйте, рисуйте. В домашних условиях нужно взять лазерную указку или брелок-детектор валюты, и мечта стала явью на фото 12. Процедура получения таких снимков следующая: ставится фотоаппарат на штатив, выбирается выдержка порядка минуты, художник рисует свою воздушную мечту в абсолютной темноте (желательно после некоторой тренировки), затем включается свет на пару секунд, чтобы засветить светописца и окружающий фон. Во время включения засветки художник должен держать свое световое перо там, где он закончил свое рисование.
|
|
Фото 12 |
Фото 13 |
Все подвластно большой выдержке, даже пророчество. Такие мысли приходят на ум, когда видишь забракованный снимок 13, сделанный в конце лета прошлого года.
|
|
Фото 14 |
Фото 15 |
Снимок 14 – это классический вариант огней ночной автострады, сделанный с выдержкой 4 секунды. Дополнительную оригинальность ему придает желтый пунктир поворотника перестраивающейся машины. Транспортную тему продолжает фото 15 с убегающим поездом метро. А что будет, если мы сядем в этот самый транспорт? Да город может просто сойти с ума, затмевая глаза расплывшейся неоновой рекламой и прыгающими цифрами пунктов обмена валюты (фото 16). Стоит остановиться и отдохнуть в ближайшем парке отдыха, аттракционы которого могут быть благодатнейшей почвой для съемки с большой выдержкой. Увеличим выдержку на фото 17 раза в 2-3, и след от лампочек на чертовом колесе превратится в сплошное кольцо.
|
|
Фото 16 |
Фото 17 |
Дальше – ночной клуб. Фото 18 привлекает своим контрастом между неподвижно сидящей девушкой и танцующими, движения которых стали дискретными под вспышками стробоскопа. Можно ли получить стробоскопический эффект без стробоскопа? Можно. Для этого нужно увеличивать не интенсивность светового потока, а величину выдержки для каждой фазы движения. Такой случай представлен на снимке 19, где секундная стрелка нам легко подскажет, какая здесь была экспозиция.
|
|
Фото 18 |
Фото 19 |
Итак, обратив внимание только на один параметр съемки, можно получить огромное многообразие приемов и сюжетов. А ведь есть еще глубина резкости, зуммирование, ракурс, отражение и другие нюансы съемки. Поэтому ни один графический редактор не сможет соревноваться с возможностями даже простого фотоаппарата, если есть умение и фантазия у фотографа.
2004 © Павел Лосевский
http://photo-element.ru